Читаем Апостол. 23 июня. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?

23 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 1, ст. 28–32; глава 2, ст. 1-9.

 

1:28. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,

1:29. так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,

1:30. злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,

1:31. безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

1:32. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

2:1. Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

2:2. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.

2:3. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?

2:4. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

2:5. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

2:6. Который воздаст каждому по делам его:

2:7. тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;

2:8. а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.

2:9. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

(Рим. 1, 28 – 2, 9)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем размышлять над интереснейшим посланием апостола Павла – Посланием к Римлянам. В прошлый раз (предыдущий отрывок стоит непосредственно перед сегодняшним) мы говорили о том, что Павел описывает бедственное состояние языческого мира. Конечно, кто-то может подумать, что он утрирует, поскольку в языческом мире были люди по-своему достойные и достаточно высоконравственные. Однако для Павла важнее сам принцип: язычество является следствием отступлением от веры в Единого Бога Творца. Помните, как он говорил: «…не возблагодарили Его, как Творца, и стали поклоняться твари вместо Творца». Отсюда различные грехи, которые он перечисляет, в том числе противоестественные грехи плоти.

Здесь приводится целый каталог грехов, что у апостола Павла встречается часто. Также это часто встречалось у античных философов, в первую очередь у стоиков. Философия стоицизма уделяла очень большое внимание нравственным проблемам, поэтому там были свои каталоги грехов и добродетелей, противопоставление жизни умеренной, аскетичной и разнузданной, жизни по природе и жизни против природы, естественного и противоестественного. Апостол Павел, человек образованный в своей библейской традиции, но и соприкасавшийся с какими-то эллинистическими философскими течениями, в той или иной степени проводит параллель между ними. Перечитывать сейчас этот каталог грехов, наверное, нет смысла: каждый из вас может его прочитать сам.

В конце главы Павел подытоживает: Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. Он повторяет мысль о том, что язычники, ведущие такой образ жизни, знают, что Бог, единый Творец, проявляет Себя в творениях, можно познать этого истинного Бога Живого и даже узнать Его замысел. Все эти дела не являются отражением замысла Божия, поэтому люди чувствуют, что делают что-то не так, знают это в глубине души, но продолжают делать и одобряют тех, кто делает подобное или даже что-то худшее.

2:1. Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

2:2. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.

2:3. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?

2:4. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

2:5. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

2:6. Который воздаст каждому по делам его…

Апостол переходит к следующей части своего рассуждения, где говорит о том, что если какой-то человек судит другого, а сам делает то же самое, то он незвинителен: у него нет никакого преимущества, никакого права судить другого. Павел перекидывает мостик между состоянием языческого мира и состоянием иудеев, потому что для иудеев, конечно, было странно слышать, что они так же неправедны, не оправдываются перед Богом, как и язычники. Им это казалось чем-то возмутительным, поскольку они принадлежали к народу Божию, исполняли какие-то ритуалы закона, и вдруг им говорят, что они абсолютно так же, как и язычники, нуждаются в Евангелии, спасении, в оправдании верой и благодатью. Поэтому апостол Павел начинает очень аккуратно выстраивать этот «мостик», говоря: «Как ты судишь другого, если делаешь то же самое? Не понимаешь ли ты, что Бог ведет тебя к покаянию, что именно ощущение своего недостоинства, ограниченности, понимания, что ты ничем не лучше другого, приведет к тому, что ты сугубо почувствуешь благость Божию? Она ведет тебя к тому, чтобы ты по-настоящему изменился, раскрылся для благодати Божией, для Духа Святого и с тобой действительно произошло бы настоящее изменение, ты бы стал уже новым человеком». Поэтому и требуется, чтобы был момент покаяния, момент ощущения своей ограниченности. Для апостола Павла важно, чтобы иудей понял, что перед лицом Евангелия он такой же грешник, такой же нуждающийся, как и язычник.

Это очень важный момент, можно сказать, внутренне революционный. Как иногда мыслим мы с вами, братья и сестры, так тогда мыслили и иудеи: «Да, конечно, среди нас есть грешники, мы тоже грешим, не всегда все делаем правильно, но мы соблюдаем правильные ритуалы, посещаем храм и синагогу, приносим жертву, участвуем в праздниках, значит, мы все равно лучше, чем язычники. Да, мы грешим, но мы все-таки принципиально и качественно иные». Апостол Павел говорит о другом: оказывается, все одинаковы перед лицом Христа и Евангелия. Все грешники, нет праведного ни одного (в Ветхом Завете об этом нередко было написано), поэтому нет никакой принципиальной разницы. В Евангелии одинаково нуждаются и иудеи, и эллины. Это главное, на чем строит свою аргументацию Павел, и что очень не нравилось иудеям и христианам из иудеев, которые все-таки считали, что некоторое преимущество у них должно быть.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать