Читаем Апостол. 23 августа. Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

23 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 15, ст. 29–38.

 

29. Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

30. Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?

31. Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

32. По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!

33. Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.

34. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.

35. Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?

36. Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

37. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;

38. но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

(1 Кор. 15, 29 – 38)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем читать 15-ю главу Первого послания к Коринфянам, где, напомню, апостол Павел посвящает достаточно много времени утверждению коринфян в основании христианской надежды и упования – в вере в воскресение мертвых. Если Христос воскрес, то воскресают и мертвые; если Христос не воскрес, то проповедь апостольская тщетна, тщетна и вера тех, кто слушает апостолов.

Мы с вами несколько перескочили, как это иногда бывает, в прошлый раз мы закончили на 18-м стихе, а сейчас начали с 29-го. Этот стих интересен сам по себе. Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? Мы видим, что апостол Павел здесь увлечен доказательствами того, что несомненно будет воскресение мертвых. В качестве примера непоследовательности некоторых коринфских христиан он приводит тот факт, что если они не верят в воскресение мертвых, то зачем крестятся для мертвых? Здесь использовано греческое слово ὑπέρ [ипер], которое может переводиться «для, ради, вместо».

Возникает вопрос: что это за практика? Мы видим, что Павел ее никак не оценивает, ни положительно, ни отрицательно. В этом контексте ему важнее всего, что такая практика в принципе существует, а раз она существует, значит люди, которые придерживаются этой практики, должны несомненно и безусловно верить в воскресение мертвых.

И все-таки интересен вопрос: как это креститься ради, вместо или для мертвых? Есть различные аллегорические толкования, хотя самое очевидное и лежащее на поверхности то, что некоторые христиане, возможно, по излишнему радению, крестились вместо каких-то своих усопших родственников, которые, возможно, тяготели к христианству, стремились к нему, но не успели покреститься по факту. Некоторые даже крестились вместо неверующих, язычников, считая, что тем самым они спасают большее количество людей. Такая практика проявила себя и не в столь давние времена. Те, кто изучали вопросы религиоведения, сектоведения, может быть, помнят, что представители так называемых «христиан Иисуса Христа последних дней» (обычно мы называем их коротко – мормоны) в свое время практиковали крещение вместо каких-то уже умерших людей. Они просто брали списки людей, которые, возможно, были христианами какой-то другой конфессии, например, православными, католиками, и крестились вместо них, считая, что они обращают их в истинную веру. Поэтому актуальным стал вопрос, есть для этого ли основания в Священном Писании? Выяснилось, что эта фраза из Первого послания к Коринфянам как будто дает зеленый свет для такой практики. Но, братья и сестры, повторю: мы не видим, как сам апостол Павел относится к этому, он не дает своей оценки. А вот Церковь – Церковное предание, учителя и отцы Церкви, авторитетные церковные писатели – впоследствии определила свое отношение и обозначила эту практику как еретическую, неправомочную, неактуальную, нецелесообразную.

Действительно, если мы задумаемся, братья и сестры, то так оно и есть. Все-таки человек крестится сознательно сам, лично приходя к Богу и совершая акт Крещения, вступая в Церковь. Если кто-то по каким-то причинам этого не сделал, был вообще неверующим, не тяготевшим к Церкви, то мы не имеем права делать выбор за человека, делать за него то, чего он сам не очень хотел или считал не настолько важным, чтобы сделать это при жизни. Мы оставляем этих людей на суд Божий. Они внешние по отношению к Церкви.

Вспомним начало Послания к Коринфянам, где апостол Павел говорит: «Церковь судит внутренних, то есть тех, кто внутри Церкви; внешних судит Бог». Бог определит участь каждого человека вне Церкви и внутри Церкви. Внешних Он будет судить какими-то только Ему ведомыми путями: глядя на то, как человек жил, какие поступки совершал, какие у него были мысли и так далее, то есть по суду совести, а не как члена Церкви. Это не значит, что человек автоматически попадает в место жесточайшего мучения, речь только о том, что он не будет судим как член Церкви. С одной стороны, с него спрос будет не такой серьезный, как если бы он был членом Церкви, а с другой стороны, Церковь за него не ходатайствует как за своего члена.

Поэтому, скажем, некрещеных, неверующих людей не поминают в церковных записках, и здесь есть своя логика. Дело не в том, что Церковь немилосердная, костная, архаичная. Как раз в этом вопросе все очень логично и прозрачно. Церковь ходатайствует за своих членов – живых или усопших, но именно тех, кто вступил в Церковь. А за тех, кто вне Церкви, люди могут молиться в личной молитве, даже приходя в храм, ставя свечку и от себя прося Бога за того или иного человека, а также в домашней молитве, само собой. Но как члены Церкви в церковных записках эти люди не поминаются. Повторю, это не означает, что мы знаем суд Божий, куда именно человек отправляется после смерти, не будучи членом Церкви. Внешних, то есть людей вне Церкви, судит Бог. «Мне   отмщение, и   Аз   воздам» говорится еще в Ветхом Завете от лица Божия. Только Богу принадлежит последний суд. А Церковь занимается теми людьми, которые в нее входят, то есть своими непосредственными членами. Вот такая вот интересная тема для размышлений.

Дальше апостол Павел продолжает говорить о том, что необходимо верить в то, что будет воскресение.

30. Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?

31. Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

32. По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!

Речь идет о том, что если не верить в воскресение мертвых, тогда нужно быстро все брать от этой жизни каким угодно способом, надо успеть в этой жизни все, поскольку все закончится могилой, тем, что мы станем прахом.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать