Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 4, ст. 1–6.
1. Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2. со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3. стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5. один Господь, одна вера, одно крещение,
6. один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
(Еф. 4, 1 – 6)
Очень торжественный и интересный отрывок, дорогие братья и сестры! Мы с вами вновь вернулись мыслями к Посланию к Ефесянам, которое было целиком прочитано нами некоторое время назад. Этот отрывок был специально удержан в церковном календаре для того, чтобы быть прочитанным в день воскресный, когда много людей стекается на Божественную литургию, и они могут услышать в церкви этот замечательный, торжественный отрывок.
Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны . Апостол Павел упоминает о том, что он узник в Господе (мы помним, что Послание к Ефесянам написано из темницы). Он умоляет ефесян поступать достойно звания, к которому они призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью . Здесь упоминаются традиционные фундаментальные христианские добродетели, в частности смиренномудрие, которое имеет некоторую смысловую разницу со словом смирение . Смиренномудрие означает, что человек мудр в смирении, то есть смирение является осознанным, осмысленным, это не какое-то малодушие или внутренняя слабость. Кротость, долготерпение – тоже христианские качества.
Снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Этот отрывок, как мы видим, посвящен в первую очередь теме единства христиан. Это очень важная тема, которая волновала первых апостолов, в том числе Павла, церковных учителей, святых отцов и волнует всех христиан до сего дня. Конечно, Господь Иисус Христос, основывая Свою Церковь, избирая апостолов и повелевая им проповедовать Евангелие во всей Вселенной, хотел, чтобы эта Церковь была едина. «Да будут все едины, как и Мы», то есть как Сын Божий един с Отцом, – вот каков был завет Иисуса Христа.
Однако люди есть люди, им свойственно разделяться, причем достаточно интенсивно. Даже есть данные биологов и социологов относительно того, как интенсивно и на каком этапе та или иная человеческая общность разделяется по тому или иному принципу. Выяснилось, что сейчас даже не имеет особого значения, из-за чего разделяться, главное, что таково свойство людей в группе: рано или поздно группа начинает делиться. Условно говоря, 100, 200, 300 человек могут существовать вместе без разделения, увлекаемые одной идеей. А когда их становится более тысячи (десятки, сотни тысяч, миллионы), тогда людям очень сложно быть вместе, объединенными одной идеей, одной верой, и начинается разделение. С точки зрения статистических исследований, подчас не так важен принцип разделения, сколько то, что какие-то люди начинают по-разному мыслить, верить, различно относиться к чему-то, двигаться в разных направлениях.
Это типичная человеческая беда. Существует даже знаменитая латинская поговорка, которая переводится на русский язык как «Разделяй и властвуй». Известно, что для управления людьми нужно их разделить, но такой способ управления не свойственен тому, что связано с Богом. Управлять людьми таким образом хочет враг рода человеческого – дьявол. Само слово дьявол переводится как «разделяющий», то есть разделяющий людей на разные группы. Поэтому люди существуют в разделении, которое доводит иногда до войн, кровопролитий, жестокости, агрессии.
К сожалению, этот человеческий фактор проявляется и в христианских общинах. Бывает, христианин, который думает в одном направлении, пытается убедить другого христианина, который о чем-то думает немного по-другому, с помощью силы, агрессии, применения пыток. Иногда начинаешь задумываться, как это вообще возможно, как он ощущает себя изнутри, когда своего собрата по вере, возможно, с его точки зрения, заблуждающегося, подвергает нечеловеческим мучениям, пытаясь тем самым подтвердить свою правоту и доказать факт заблуждения собрата. Действительно, этот принцип разделения глубоко укоренен в падшей человеческой природе.
Здесь апостол Павел пишет о том, что христианство – та сила, которая призвана быть объединяющим началом для людей. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Христос пришел в мир, чтобы упразднить в людях всяческую вражду, чтобы люди, видя во Христе воплощенную Любовь, Бога, Который любит абсолютно любого человека без лицеприятия, осознав эту Божественную любовь, вступили в состояние любви к Богу, любви к ближнему и, соответственно, в единство.
Един Господь, одна вера, одно крещение (то есть способ, благодаря которому человек входит в состояние этого единства), один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас . Во Христе все люди призваны ощутить это единство, и только в Боге возможно подлинное единство. Об этом прекрасно написал отец Александр Шмеман. Когда он объяснял, комментировал Евхаристию, то говорил, что участие в Евхаристии, литургии – это способ объединения людей в одно тело во Христе. Все остальные единства, даже существующие внутри Церкви, если идут не «сверху», а «снизу» (когда люди делятся по партиям, привязанностям, следуют каким-то своим амбициям), обречены на последующие дробления и провал. Но если единение происходит в Боге, если мы понимаем, что один Господь, одно крещение, одна вера, тогда наше единение ведет нас в вечность, оно будет незыблемым, фундаментальным. Все принципы нашей падшей природы ведут нас к разделению, но они будут упразднены нашим единством во Христе. Как было бы хорошо, братья и сестры, если бы мы об этом помнили и к этому стремились!
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!