Читаем Апостол. 22 мая. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань

22 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 9, ст. 32–42.

 

32. Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.

39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

(Деян. 9, 32 – 42)

 

Сегодня Святая Церковь дает нам возможность поразмышлять над отрывком, где святой апостол Петр совершает два чуда: исцеление и воскрешение из мертвых.

Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Напомню, что в книге Деяний и апостольских посланиях христиане часто называются святыми. Об этом было много сказано, в том числе в наших беседах. Христиане, подобно богоизбранному ветхозаветному народу, считали себя святыми в том плане, что они являлись избранными, выделенными для особого служения, особой миссии в этом мире. Это слово здесь еще употребляется в ветхозаветном смысле и не означает, что христиане почитали себя совершенными, идеальными, святыми в современном понимании этого слова. Для нас святые – это люди, которых Церковь канонизирует, чтобы сделать их критерием, образцом для подражания всем остальным. В те времена это слово еще не имело такого смысла, а означало некую выделенность, особое назначение христиан в этом мире, посвященность их Богу.

Далее мы читаем, как Петр исцеляет Энея, а в 36-м стихе идет речь об ученице из Иоппии. Этот город располагался не так далеко от Лидды. Ученица была именем Тавифа, что значит: «серна». Иногда название животного становилось именем собственным. Например, серна была символом красоты, изящности; лев – царь зверей, и название этого животного тоже превратилось в имя, в том числе в русском языке.

Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Далее сказано, что Тавифа заболела и умерла. Ее омыли и положили в горнице, то есть подготовили к погребению. Апостол Петр приходит, видит Тавифу уже умершей и возвращает ее к жизни. Воскрешение из мертвых – такое событие, которое, несомненно, всегда привлекает внимание людей, поскольку это то, что трудно вообразить. Если речь идет об исцелениях, то мы можем представить, что человек, пользуясь медицинскими средствами, способен вылечиться, но если человек умирает, то, конечно, никакой лекарь ему не поможет. Это чудо всегда очевидно и имеет невероятную силу убедительности. Потому здесь и сказано, что многие уверовали в Господа.

С другой стороны, в случаях воскрешения, описанных в Евангелии, когда Господь воскрешает сына Наинской вдовы, дочь Иаира и даже Лазаря, или здесь, когда апостол Петр воскрешает Тавифу, вопрос стоит иначе: в чем смысл этого деяния, кроме того, что это знамение и фактор привлечения к вере Христовой многих людей? В чем внутренний смысл этого события, если тот, кого воскресили, все равно когда-то умрет и во время всеобщего воскресения воскреснет в новом духовном теле (об этом у апостола Павла прекрасно написано в Первом послании к Коринфянам)? В чем смысл возвращения в это тело, в этот мир? Много размышлений существует на эту тему.

В нашем приходе в г. Тосно в апреле состоялась богословская конференция на тему «Жизнь и смерть», в которой принимали участие наш уважаемый архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) и доцент кафедры биологии Олег Николаевич Тиходеев. Мы обсуждали тему жизни и смерти, в частности вопрос о том, в чем смысл соприкосновения человека со смертью, когда, например, наступает так называемая клиническая смерть. Конечно, нельзя провести прямую параллель между клинической смертью и тем состоянием, когда человек находится между смертью и воскрешением в евангельских эпизодах или в книге Деяний. Тем не менее можно сказать о том, что соприкосновение со смертью лицом к лицу дает человеку возможность переосмыслить всю свою жизнь. Если человек откликается на эту ситуацию, соприкоснувшись со смертью, делает какие-то выводы, то его жизнь очень сильно меняется. Когда Господь попускает болезнь, иногда клиническую или даже настоящую смерть, как это бывало в евангельские и апостольские времена, это наверняка связано с каким-то опытом, с необходимостью какого-то переживания. Нужно, чтобы человек вернулся в эту жизнь, но пожил здесь совсем по-другому, переосмыслил что-то, чтобы в свое время умереть, покинуть свое физическое тело и потом воскреснуть в духовном теле уже с опытом жизни, которая была у него между воскрешением и окончательной смертью. Наверное, в этом внутренний смысл таких воскрешений, которые мы видим в Ветхом и Новом Заветах и вообще в Библии.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать