Читаем Апостол. 22 марта. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

22 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 12, ст. 1–10.

 

1. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

3. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

4. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,

5. и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10. Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

(Евр. 12, 1–10)

 

Послание апостола Павла к Евреям было практически целиком прочитано нами, но Святая Церковь предлагает прочитать и поразмышлять над данным отрывком в день 40 мучеников, пострадавших в Севастийском озере. Этот отрывок как бы является поддержкой и утешением христианину, который так или иначе имеет в этом мире скорбь, страдание. Это может быть физическое страдание в прямом смысле: боль, смерть, мучение, как это было со многими мучениками, пострадавшими в раннюю эпоху христианства или в ХХ веке в нашем государстве. Но и мы с вами, живущие в более мирную эпоху, все равно призваны нести определенные скорби и неудобства, не потому, что Бог хочет создать их для нас, а потому, что в этом неизбежность той дороги, которой идет христианин. Об этом и говорится в сегодняшнем отрывке из Послания апостола Павла.

Первые два стиха, которыми начинается 12-я глава, мы слышали, когда разбирали отрывок из Послания к Евреям, который читается в первое воскресенье Великого поста.

1. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Под облаком свидетелей апостол Павел имеет в виду тех персонажей Ветхого Завета, которых упоминает в 11-й главе. Он говорит, что все они только ожидали Христа, но мы, имея их своими предшественниками, призваны свергнуть с себя всякое бремя и всякий грех и смотреть на Иисуса, Который будучи Сыном Божиим и Владыкой всего, становится человеком и вместо радости, славы, признания терпит крест, страдания и смерть.

3. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Здесь апостола призывает нас вникнуть нашим сознанием в ситуацию, когда Сам Сын Божий допустил поругание над Собой от грешников. Для того чтобы не изнемочь, христиане как раз должны укрепляться силой Иисуса Христа.

4. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,

5. и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

Очень важная мысль – мы, христиане, в очередной раз называемся не рабами и не незаконными, но детьми Божиими, подлинными детьми – по обетованию, по благодати Божией. Мы помним, что мысль о нашем богосыновстве – о том, что мы чада Божии – хорошо прописана в Послании апостола Павла к Галатам. Мы понимаем, что наша позиция подлинных, законных детей Божиих, а не незаконных и не рабов, предполагает, что мы с вами призваны делить ответственность за этот мир вместе с Богом Отцом, поскольку мы Его законные дети, в определенном смысле наследники. Люди изначально были сотворены и поставлены здесь, на земле быть наместниками Бога. Но когда человек пал, он стал часто забывать об этом божественном назначении. Однако христиане как раз те люди, которым Бог напоминает об изначально данном назначении, чтобы мы были наместниками Бога на земле, относились к земле, планете, друг к другу не потребительски, а именно как дети – с полной ответственностью. Если мы несем эту ответственность, пытаемся изменять себя и тем самым вести к Богу окружающий нас мир, то, конечно, мы будем терпеть скорби, наказания. Поскольку Сам Иисус Христос был поругаем от грешников, то, конечно, и другие дети Божии – дети по благодати тоже будут терпеть это наказание и каким-то образом нести скорби, разделяя, или, можно сказать, дополняя страдания Иисуса Христа, и это будет являться очередным свидетельством того, что мы именно дети Бога.

Церковь несомненно дает человеку утешение и отраду, и он испытывает в ней подлинную, «высококачественную» радость, идущую от Самого Духа Святого, но по-земному, по-мирски он, конечно, может испытывать определенные трудности, и это, по словам апостола Павла, нормально. Как раз в этом мы показываем свое богосыновство и разделяем с Богом ответственность за этот мир, за все зло, грехи и трудности, которые в нем происходят, тем более мы сами вносим лепту в человеческую греховность. Мы также несем ответственность за ситуацию в мире, на планете, в космосе, поскольку это наше с вами предназначение, являющееся следствием того, что мы законные дети Божии, а не незаконные и тем более не рабы.

9. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10. Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

Мы терпим наказания от плотских родителей, которые, может быть, наказывают нас по произволу. Родителям трудно бесстрастно наказывать своего ребенка, часто они вкладывают в это какое-то свое раздражение и нереализованность, к сожалению, такое бывает. А Бог наказывает своих детей, то есть людей, конечно, только для их пользы. Бог бесстрастен: Он не имеет внутренней потребности изливать на кого-то Свой гнев или раздражение. Поэтому Бог наказывает нас только во благо, в отличие от наших земных родителей, которым, к сожалению, бывает трудно достичь полной бесстрастности при наказаниях.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать