Читаем Апостол. 22 июня. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце

22 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 1, ст. 18–27.

 

18. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

19. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.

20. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

21. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;

22. называя себя мудрыми, обезумели,

23. и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —

24. то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.

25. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

26. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;

27. подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

(Рим. 1, 18 – 27)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем читать Послание к Римлянам. В прошлый раз мы только начали чтение этого замечательного Послания, закончили на 17-м стихе 1-й главы, и вот сейчас продолжаем читать с 18-го стиха.

Напомню, что в 17-м стихе апостол Павел заявил, что в благовествовании Христовом открывается правда Божия. Это важнейший тезис ветхозаветного, а также новозаветного богословия, хотя бы в контексте изучения посланий апостола Павла. Бог обещал, и Бог верен Своему слову. Это человек может быть неверен, обманывать, заблуждаться, но Бог верен всегда, даже когда неверен человек. Поэтому верующие иудеи ждали, когда будет реализована эта правда Божия. Апостол Павел говорит, что она открывается как раз во Христе и Его благовествовании.

Но прежде чем рассказать, каким образом раскрывается правда Божия, апостол Павел хочет подойти к необходимости возвещения Евангелия, показав бедственное положение всего ветхого человечества. Причем, как мы видели во вчерашнем отрывке, апостол Павел говорит о спасении всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину (Рим. 1, 16), то есть спасение нужно было и иудеям, и эллинам. Да, иудеи – избранный Богом народ, им дан закон, обетование и благословение, но с них и будет первый спрос: кому больше дано, с того больше и спросится. И хотя для иудея казалось странным, что ему наравне с эллином, язычником, требуется спасение, апостол Павел будет подводить свои размышления, свое повествование именно к этому: Евангелие одинаково требовалось и иудею, и эллину. Без Евангелия человечество заходит в тупик – внутренний, духовный, нравственный и какой угодно другой.

Описание бедственного положения человечества апостол Павел начинает именно с языческого мира. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. До этого сказано, что открывается правда Божия в благовествовании Христовом, а тут – гнев Божий. С точки зрения библейского богословия «гнев» означает «суд». Все ветхозаветное человечество оказывается перед лицом суда. Напомню, что «суд» по-гречески – «кризис», то есть все человечество оказывается в кризисе, и только Евангелие, благовествование Христово, может вывести человечество из этого кризиса.

19. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.

20. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

Безответны – значит не имеют ответа, извинения. Бог так сотворил мир, все творения устроены так хорошо (как мы помним из книги Бытия), что, рассматривая это творение, познавая какие-то его законы и законы собственного бытия, слушая голос совести (о чем апостол Павел еще будет говорить в последующем тексте Послания к Римлянам), человек мог распознать в этих творениях и тварных законах невидимое Его, вечную силу Его и Божество. Поэтому человек не может сказать, что он не знал о Боге, что Бог никаким образом не открывал Себя человеку. Много раз мы можем столкнуться с этой мыслью в богословии и философии. Михаил Васильевич Ломоносов, наш знаменитый ученый и разносторонне талантливый человек, однажды сказал так: «Творец дал человеку две книги: книгу Писания (Откровение) и книгу природы». В той и другой книге мы можем узнать о Творце, понять, что Он существует, даже понять Его замысел: чего Он от нас хочет. Поэтому человек не может искать оправдания в том, что он не столкнулся с Богом лицом к лицу. Часто говорят: «Как мне познать Бога, как мне с Ним встретиться?» Видимо, думают, что столкновение с Богом должно быть явным, но на самом деле человек приходит к Богу во многом через Откровение и рассматривание Его творений.

Далее апостол Павел говорит о том, что что явилось следствием этого отвержения и непознания Бога:

21. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;

22. называя себя мудрыми, обезумели,

23. и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —

24. то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.

25. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Апостол Павел говорит о том, что люди отказались от Творца, осуетились в сердцах своих, не возблагодарили Бога как Творца, и тогда предал их Бог в похотях сердец их нечистоте. То есть Бог, видя, что человек отвернулся от Него, «отошел в сторону», предал человека в его собственные руки, не на произвол судьбы, но чтобы он почувствовал свою ограниченность, свое несовершенство вне Бога. С человеком стало происходить все, что здесь написано: он впал в похоть сердца, в нечистоту, стал поклоняться твари вместо Творца, различным идолам, и не только в форме человека, но и в форме животных: и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся.

В 26-м и 27-м стихах, последних стихах этого отрывка, апостол Павел пишет о противоестественных грехах, связанных с половой сферой жизни человека, в том числе о гомосексуализме, показывая, что это тоже следствие греха, болезни, того, что человек отвернулся от Бога. Главный, центральный грех – то, что человек решил жить без Бога, а все остальное – следствия. Это, может быть, не собственно вина человека сама по себе, а следствие жизни вне Бога.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать