Читаем Апостол. 22 июля. Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

22 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 16, ст. 1–16.

 

1. Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.

2. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.

3. Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе

4. (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.

5. Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.

6. Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.

7. Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.

8. Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.

9. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.

10. Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.

11. Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.

12. Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.

13. Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.

14. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.

15. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.

16. Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

(Рим. 16, 1-16)

 

Итак, дорогие братья и сестры, мы с вами подходим к концу Послания апостола Павла к Римлянам. Может быть, нам даже сопутствует некая грусть, потому что Послание это действительно очень глубокое, оригинальное, совершенно неповторимое. Мы с вами постарались разобрать его, насколько у нас хватало сил и времени. Конечно, оно требует гораздо более глубокого изучения, чем позволяет наш формат, поэтому я всегда прошу вас самостоятельно читать и изучать его, пользуясь различными толкованиями, в первую очередь толкованием нашего выдающегося библеиста архимандрита Ианнуария (Ивлиева).

Сегодня мы с вами читаем уже последнюю главу этого Послания, в которой мы не найдем никаких особых библейских размышлений, а сегодняшний отрывок – это вообще передача приветствий. В каждом стихе апостол Павел передает кому-то привет или кого-то приветствует. В славянском тексте, который читается за богослужением, слово «приветствуй» звучит как «целуй», потому что в древности приветствие было действительно связано с целованием. Мы с вами и сейчас, особенно когда приветствуем близких по духу людей или друзей, часто даем друг другу дружеское целование, которое является символом глубины и верности наших дружеских отношений, это на самом деле очень древняя форма приветствия, которую мы встречаем и здесь, в посланиях апостола Павла.

1. Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.

2. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.

Глава начинается с того, что Павел представляет некую Фиву, диакониссу церкви Кенхрейской. Напомню, что Кенхрея – название порта в Коринфе, где существовала своя церковь и служила Фива. Напомню, что в древней Церкви кроме диаконов были и диакониссы. Мы читали книгу Деяний, и вы помните, как произошло избрание первых семи диаконов. Диакон – это служитель при столах, тот, кто должен был распределять общие приношения между различными нуждающимися группами населения, среди которых в книге Деяний в первую очередь упоминаются вдовы.

Поскольку должность диакона в то время не была собственно богослужебной, она не была связана с соприкосновением с какими-то священными предметами и нахождением в особом литургическом пространстве, как это происходит сейчас, когда диакон в большей степени помогает священнику за богослужением. Распределение даров и продуктов может в той или иной степени входить в диаконские обязанности, но все-таки в наше время он более помогает при богослужении. Соответственно, мы знаем, что есть традиция, что в алтарь входят только мужчины, а женщины – лишь в особых случаях: когда они находятся в преклонном возрасте или если нет мужчин-пономарей, которые помогают и убирают в алтаре. Но речь не идет о рукоположении женщины в священный сан.

Вы знаете, что в некоторых западных Церквях появилась такая практика, но Церковь Православная хранит традицию, настаивая на том, что в священный сан могут поставляться только мужчины. Помогать же в алтаре женщина теоретически может. В годы советской власти, когда церковь посещало не так много мужчин и подчас даже было некому убраться в алтаре, помочь батюшке, что-то поднести ему, существовала такая практика, что в алтаре помогали женщины, особенно преклонного возраста. А в священный сан, в том числе диаконский рукополагают только мужчин.

Поскольку в древней Церкви диакон в первую очередь имел дело с продуктами, то, конечно, на равных ему могли помогать и женщины, поэтому были не только диаконы, но и диакониссы. Допустим, если надо было пойти к женщинам-христианкам, то подчас это было удобнее сделать именно диакониссам: женщине, конечно, проще понять какие-то женские нужды и проблемы. Потом институт диаконисс сошел на нет, а диаконы стали в большей степени участвовать в богослужениях, нежели социальных делах, хотя иногда социальная нагрузка возлагается именно на диаконов, в силу их меньшей богослужебной занятости.

Итак, апостол Павел просит римских христиан принять диакониссу Фиву, и если она будет иметь нужду, помочь ей. Далее следует длинная череда приветствий, среди которых есть и знакомые нам люди: из книги Деяний мы помним Акилу и Прискиллу, жителей Коринфа, у которых Павел нашел приют. Упоминается и множество других людей, об одних из которых мы, может быть, знаем и не очень хорошо, о других знаем больше из Предания. Те, кому интересно, могут о них почитать.

И заканчивает апостол Павел все эти приветствия 16-м стихом: Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. То есть целование – это очень древняя традиция приветствия всех людей, и тем более христиан, поскольку это так называемое целование мира, когда один христианин посылает мир и благодать другому, как всегда делает апостол Павел в начале и конце своих посланий.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать