Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 16, ст. 1–16.
1. Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3. Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4. (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5. Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6. Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7. Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8. Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10. Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11. Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12. Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13. Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16. Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
(Рим. 16, 1-16)
Итак, дорогие братья и сестры, мы с вами подходим к концу Послания апостола Павла к Римлянам. Может быть, нам даже сопутствует некая грусть, потому что Послание это действительно очень глубокое, оригинальное, совершенно неповторимое. Мы с вами постарались разобрать его, насколько у нас хватало сил и времени. Конечно, оно требует гораздо более глубокого изучения, чем позволяет наш формат, поэтому я всегда прошу вас самостоятельно читать и изучать его, пользуясь различными толкованиями, в первую очередь толкованием нашего выдающегося библеиста архимандрита Ианнуария (Ивлиева).
Сегодня мы с вами читаем уже последнюю главу этого Послания, в которой мы не найдем никаких особых библейских размышлений, а сегодняшний отрывок – это вообще передача приветствий. В каждом стихе апостол Павел передает кому-то привет или кого-то приветствует. В славянском тексте, который читается за богослужением, слово «приветствуй» звучит как «целуй», потому что в древности приветствие было действительно связано с целованием. Мы с вами и сейчас, особенно когда приветствуем близких по духу людей или друзей, часто даем друг другу дружеское целование, которое является символом глубины и верности наших дружеских отношений, это на самом деле очень древняя форма приветствия, которую мы встречаем и здесь, в посланиях апостола Павла.
1. Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
Глава начинается с того, что Павел представляет некую Фиву, диакониссу церкви Кенхрейской. Напомню, что Кенхрея – название порта в Коринфе, где существовала своя церковь и служила Фива. Напомню, что в древней Церкви кроме диаконов были и диакониссы. Мы читали книгу Деяний, и вы помните, как произошло избрание первых семи диаконов. Диакон – это служитель при столах, тот, кто должен был распределять общие приношения между различными нуждающимися группами населения, среди которых в книге Деяний в первую очередь упоминаются вдовы.
Поскольку должность диакона в то время не была собственно богослужебной, она не была связана с соприкосновением с какими-то священными предметами и нахождением в особом литургическом пространстве, как это происходит сейчас, когда диакон в большей степени помогает священнику за богослужением. Распределение даров и продуктов может в той или иной степени входить в диаконские обязанности, но все-таки в наше время он более помогает при богослужении. Соответственно, мы знаем, что есть традиция, что в алтарь входят только мужчины, а женщины – лишь в особых случаях: когда они находятся в преклонном возрасте или если нет мужчин-пономарей, которые помогают и убирают в алтаре. Но речь не идет о рукоположении женщины в священный сан.
Вы знаете, что в некоторых западных Церквях появилась такая практика, но Церковь Православная хранит традицию, настаивая на том, что в священный сан могут поставляться только мужчины. Помогать же в алтаре женщина теоретически может. В годы советской власти, когда церковь посещало не так много мужчин и подчас даже было некому убраться в алтаре, помочь батюшке, что-то поднести ему, существовала такая практика, что в алтаре помогали женщины, особенно преклонного возраста. А в священный сан, в том числе диаконский рукополагают только мужчин.
Поскольку в древней Церкви диакон в первую очередь имел дело с продуктами, то, конечно, на равных ему могли помогать и женщины, поэтому были не только диаконы, но и диакониссы. Допустим, если надо было пойти к женщинам-христианкам, то подчас это было удобнее сделать именно диакониссам: женщине, конечно, проще понять какие-то женские нужды и проблемы. Потом институт диаконисс сошел на нет, а диаконы стали в большей степени участвовать в богослужениях, нежели социальных делах, хотя иногда социальная нагрузка возлагается именно на диаконов, в силу их меньшей богослужебной занятости.
Итак, апостол Павел просит римских христиан принять диакониссу Фиву, и если она будет иметь нужду, помочь ей. Далее следует длинная череда приветствий, среди которых есть и знакомые нам люди: из книги Деяний мы помним Акилу и Прискиллу, жителей Коринфа, у которых Павел нашел приют. Упоминается и множество других людей, об одних из которых мы, может быть, знаем и не очень хорошо, о других знаем больше из Предания. Те, кому интересно, могут о них почитать.
И заканчивает апостол Павел все эти приветствия 16-м стихом: Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. То есть целование – это очень древняя традиция приветствия всех людей, и тем более христиан, поскольку это так называемое целование мира, когда один христианин посылает мир и благодать другому, как всегда делает апостол Павел в начале и конце своих посланий.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!