Читаем Апостол. 22 апреля. Библейская поэзия и прием хиазма

22 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

В будние дни великопостного периода мы продолжаем размышлять над книгой Апокалипсис Иоанна Богослова, так как отрывки из Апостола (как и Евангелия) за богослужениями этих дней не читаются.

В прошлый раз мы прочитали 10-ю главу, где было сказано о том, что Иоанну дано поручение от Бога пророчествовать иначе, чем это было в предыдущих главах. Бог меняет концепцию Своего Суда. Ранее было сказано о гибели четвертой части всего сущего, в том числе человечества, потом третьей части, и когда пришли семь громов (об этом сказано в 10-й главе), казалось бы, уже половина всего сущего должна быть подвержено пагубе, но происходит перелом. Об этом мы прочитаем в 11-й главе. Эта глава является центром книги Апокалипсис, и в ней выражена, наверное, главная богословская идея всей книги, адресованная нам для того, чтобы мы выработали правильное христианское мировосприятие и позицию, в том числе практическую.

Прежде чем мы прочитаем текст 11-й главы, хочется сказать о структуре книги Апокалипсис. Как ни странно, это нужно сделать именно сейчас, когда мы подходим к главному моменту книги. Мы привыкли понимать текст повествования линейно, когда все идет одно за другим, глава за главой, и в нашем понимании основная мысль должна быть ближе к концу. Но мы не учитываем некоторых особенностей библейской литературы, в частности библейской поэзии. Нам сложно называть ее поэзией в нашем европейском понимании этого слова, так как в ней не было приемов, характерных для европейской поэзии. Мы привыкли, что в стихотворении есть какой-то ритм, рифма. Однако в Библии поэзия иная, и главный ее принцип – параллелизм. Понимание того, что это такое, даст нам возможность читать множество библейских текстов, правильно понимая их структуру. Отличительные черты библейской поэзии особенно проявляются в таких текстах, как Притчи Соломона, Псалтирь, которую мы с вами много читаем, особенно в период Великого поста. Параллелизм – это прием, когда мы какую-то мысль выражаем разными словами, в разных формулировках. Например, в книге Притчей есть такая фраза: «Сын мой, слушай советы отца своего и не отвергай наставления матери своей». Цитирую приблизительно, но смысл именно такой. Эти фразы имеют один и тот же смысл, но выражены разными синонимичными словами: «отец» и «мать», «советы» и «наставления», «слушай» и «не отвергай».

Можно построить параллелизм по принципу «крест-накрест». Если провести две черты крест-накрест, то получится буква «Х», поэтому этот параллелизм носит название «хиазм». Яркие примеры хиазма можно найти почти в каждом стихе 50-го псалма, хорошо знакомого каждому православному человеку. Возьмем первый стих: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония моя . Помилуй мя, Боже – первая часть фразы, условно обозначим ее буквой А, по велицей милости Твоей – условно будет часть Б. По множеству щедрот Твоих – Б', очисти беззакония моя – А'. Мы разделили так потому, что Помилуй мя, Боже и очисти беззакония моя – это две параллельные мысли, и по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих – две другие параллельные мысли. Получается, что Б и Б' внутри, а А и А' покраям. Если мы изобразим это столбиком, то получим букву « X » – пересечение этих двух мыслей, двух компонентов, из которых состоит фраза, часть библейского стихотворения.

Кроме того, братья и сестры, иногда по принципу хиазма строятся целые книги. Не так давно, в 80-е годы XX века, у библеистов появилось мнение, что Евангелие от Иоанна и книга Апокалипсис имеют структуру хиазма. Если мы разделим какую-то из этих книг на части, то получим параллели в начале и в конце, например, в 1-й главе и 22-й, потом во 2-й и 21-й. По мере приближения к центру мы будем видеть параллельные части, отрывки.

Еще более интересно то, что в самом центре оказывается главная идея всей книги, которая не имеет параллели, то есть в книге больше нет ничего, что сопоставлялось бы с этим центром. А вокруг центра по направлению в начало и в конец книги мы видим постоянные параллели. Получается очень интересное «кружево», красивая структура. С этой точки зрения, структура выглядит так: А, Б, Б', А', а в центре у нас, условно говоря, С – ядро всего повествования.

В книге Апокалипсис таким центром, главным богословским посланием является как раз 11-я глава. Все, что у нее «по краям», имеет некие параллели, например, в 10-й и 12-й главах, а также на протяжении всей книги по мере удаления от 11-й главы в начало и в конец.

Считается, что в Евангелии от Иоанна тоже можно найти признаки принципа хиазма. Можно набрать в поисковике «хиазм в Евангелии от Иоанна» и найти статью нашего богослова Александра Леонидовича Дворкина, который опирается на эти открытия в области библеистики и прекрасно рассказывает о хиастической структуре Евангелия от Иоанна. Также можно попытаться найти статьи на тему хиастической структуры книги Апокалипсис. Это очень интересно и, если правильно уловить структуру книги, ее содержание открывается по-другому. Об этом ядре, «элементе С» книги Апокалипсис мы с вами поговорим в следующий раз.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать