Читаем Апостол. 21 октября. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари

21 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 1, ст. 18–23.

 

8. который и известил нас о вашей любви в духе.

9. Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,

10. чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,

11. укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью,

12. благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,

13. избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

14. в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

16. ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано

17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

18. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,

19. ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,

20. и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

21. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

22. ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,

23. если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

(Кол.1,8–23)

 

Сегодня мы услышали достаточно пространный отрывок. Это все еще первая глава Послания апостола Павла к Колоссянам. Мы с вами говорили о том, что Послание к Колоссянам и Послание к Ефесянам по стилю не похожи на предыдущие более известные Послания апостола Павла. Здесь характерно использование длинных, распространенных предложений. Иногда к тому моменту, когда мы заканчиваем читать предложение, забывается его начало. Стиль апостола Павла в Посланиях к Галатам, к Филиппийцам или Римлянам предлагает меньше длинных, а больше емких, конкретных предложений, коротких диалогов с воображаемым собеседником (метод диатрибы). Тем не менее эти Послания также наполнены глубиной содержания, интересными мыслями, рассуждениями.

Здесь мы сталкиваемся с долгим рассуждением на тему достоинства Иисуса Христа. По мнению некоторых исследователей, Послание к Колоссянам одной из своих целей имело полемику с зарождающимся гностицизмом. Было такое направление в ранней Церкви (и до христианства), которое уклонялось от главной церковной линии. Название происходит от греческого слова γνώζης, которое переводится как«знание», то есть гностики – это «люди знания». Они часто старались объединить в своем мировосприятии разнообразные религиозные традиции. В результате получалось, что разные боги в разных религиозных традициях выстраивались в определенной иерархии, тем самым подчас абсолютное достоинство того или иного божества несколько уничижалось: божество становилось в один ряд с прочими богами. Гностиков было много, многие течения в раннем христианстве были гностическими, да и сейчас это явление имеет место. Относительно недавно был выпущен фильм «Код да Винчи», где авторы пытались апеллировать к древним евангельским тестам, гностическим, апокрифическим, якобы открывая тайны, связанные с Иисусом Христом. Гностицизму свойственен пафос сокровенности, эзотерики, оккультизма. В одном из направлений гностицизма утверждалось, что Иисус Христос – это не Сын Божий Единородный, а небесный человек, возможно занимающий определенное место в ангельской сверхчеловеческой иерархии. Тем самым уникальность Иисуса Христа как Сына Божия умалялась.

Это,конечно, волновало апостола Павла, и он пытался полемизировать с гностиками, излагая в своем Послании истинное учение о Христе. В особенности отражение этой полемики можно видеть в 15-м стихе, где говорится о Христе: Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. То есть Иисус Христос есть образ Божий. Мы говорим о том, что и человек есть образ Божий, но здесь важное дополнение: рожденный прежде всякой твари. Причем это образ Бога невидимого, то есть Иисус Христос еще до Своего воплощения был единосущен Отцу, рожден прежде всякой твари.

Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано и Он есть прежде всего, и все Им стоит. Перечисляемые престолы, господства, начальства, власти – это, конечно, не земные понятия, речь идет об ангельской иерархии.Существует определенное учение об этом,например, у Дионисия Ареопагита есть произведение, посвященное этой иерархии, где выделено девять чинов: три высших, три средних и три низших. Высшие называются престолами, там херувимы и серафимы. Это знакомые для нас наименования; когда мы поем гимн Богородице, мы восклицаем, что Она, хоть и человек, Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим – так Она высоко превознесена. Здесь сказано, что все эти престолы, господства, начальства, власти, архангелы, ангелы – всё это создано Иисусом Христом, Который вместе с Отцом участвовал в творении всей это ангельской иерархии и поэтому не может быть одним из них, даже самым высшим. Он является второй ипостасью Святой Троицы, Бог-Троица творил весь мир, включая эту самую небесную ангельскую иерархию.

Мы, конечно, не знаем всего Небесного мира в подробностях, тем не менее есть некоторые попытки описать в виде иерархии,по крайней мере,ангельский мир. Даже притом что он превыше Небес и земного существования, всё это – творение Божие. 17-й стих заключает эту мысль: и Он есть прежде всего, и все Им стоит, то есть Он прежде всего сотворенного существовал как Сын Божий. Все Им стоит, то есть благодаря тому, что Господь-Троица Своими энергиями поддерживает тварное бытие, оно существует и не разрушается. Это очень важная мысль: стоит только Богу отнять Свою творческую силу от чего-то, и это что-то погибает. Об этом сказано в 103-м псалме: Отымеши   дух   их, и исчезнут, и в   персть свою возвратятся. То есть все держится творческой силой Божией, и Сын Божий, вторая ипостась Святой Троицы, является таким же Богом, как Бог Отец и Дух Святой; Он участвовал в творении и участвует в поддержании жизни всего сотворенного.

Гностические идеи со временем стали платформой для лжеучений, ересей, которые официально осуждались Церковью на Соборах. Например, ересь Ария, который тоже утверждал, что Иисус Христос – лучшее творение Бога-Отца, а не Сын Божий. Как мы помним, Арий был осужден на Первом Вселенской Соборе в 325 году. Начатки же еретических учений о Христе были у гностиков, с которыми апостол Павел полемизировал в ранние века христианства.

Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада,утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

 

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать