Читаем Апостол. 21 ноября. Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема

21 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 1, ст. 3–10.

 

3. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,

4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;

5. Ему слава во веки веков. Аминь.

6. Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,

7. которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

8. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

9. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

10. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

(Гал. 1, 3–10)

 

Мы снова возвращаемся нашими мыслями к Посланию апостола Павла к Галатам. Мы уже достаточно подробно разбирали его, но, как правило, в субботу и воскресенье Святая Церковь возвращает нас к прочитанным ранее посланиям. Это самое начало Послания к Галатам, которое по большому счету посвящено теме о том, что спасение христианина происходит по вере в Иисуса Христа, по тому благому дару (благодати) Бога во Иисусе Христе, который каждый христианин принимает во время крещения. Проблема была в том, что некоторые лжеучителя пытались привести галатийских христиан к тому, что для спасения также требуется соблюдение закона Моисеева. Конечно, апостол Павел всей силой своего убеждения пытается доказать галатам, что это избыточно, что требуется исполнения разных ветхозаветных ритуалов (речь в первую очередь идет об обрезании), для того чтобы быть полноценным христианином.

Приветствие (которое в этом послании заканчивается 5–м стихом), как мы помним, называется прескриптум, и в нем указывается, кто пишет, кому пишет и дается благословение – пожелание благодати и мира от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Дальше идет пояснение того, что Господь Иисус Христос отдал Себя за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь . На этом заканчивается благопожелание и начинается вторая часть, которая в библейской науке называется проэмий.

Как правило, в проэмии пишущий воссылает благодарение за адресата. Мы помним, что такое благодарение есть в Посланиях к Фессалоникийцам и Филиппийцам, и где особенно яркое благодарение, поскольку апостол Павел имеет очень добрые и теплые отношения именно с их церквями. А вот к галатам он пишет немного по-другому: здесь, скорее, не благодарение, а в некотором роде внутреннее возмущение, негодование апостола Павла, которое в 6-м стихе выражается словами: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию». Как правило, эта часть послания начинается словами «благодарю Бога» или «воссылаю благодарение мое». Здесь же апостол сразу выражает свое негодование: «удивляюсь». В переводе Валентины Николаевны Кузнецовой здесь стоят слова «диву даюсь», то есть это крайняя степень удивления и возмущения: как такое может быть, что от веры во благовествование, возглашенное самим апостолом Павлом, галаты так скоро удалились к иному благовествованию. В 7-м стихе Павел говорит, что это благовествование «впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово». То есть появились лжеучителя, которые пытаются исказить Благую Весть, то есть проповедуя ее, тем не менее какие-то моменты доносят неточно.

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема . Для более точного смысла надо иначе перевести слова «не то, что мы благовествовали вам». Всякий раз, когда мы не имеем возможности обратиться к оригинальному греческому тексту, есть смысл посмотреть славянский перевод, который является калькой с древнегреческого языка. Мы помним, что по-славянски там стоит слово «паче», то есть: «благовествовать паче того, что мы вам благовествовали». Славянское слово «паче» переводится как «больше, чем что-то». Смысл отрывка получается такой: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать больше того, что мы благовествовали, да будет анафема».

Речь идет о том, что Павел возвестил все необходимое для спасения, а именно то, что необходимо соединиться с Христом, открыться Ему, чтобы, как пишет апостол Павел в этом же послании про себя «не я уже жил, а жил во мне Христос». Вот в чем смысл христианства, духовной практики христианина – соединиться со Христом и дать возможность Ему жить в нашем сердце, нашем сознании. А эти лжеучителя говорили, что нужно еще много разного, связанного с выполнением ритуалов закона Моисеева. Поэтому апостол Павел так категорично и жестко пишет, что если кто-то хочет навязать более того, чем рассказал он и его сотрудники, то « тому да будет анафема».

Напомню, что слово «анафема» мы понимаем как церковное отлучение, а изначально оно означало «выделение чего-то для Бога»: когда что-то приносилось в дар Богу, то называлось словом «анафема». Позднее смысл немного поменялся: слово стало означать «выделение, отлучение от какой-то религиозной общины». Анафематствованию подвергались те люди, которые провозглашались еретиками, то есть учили несогласно с общецерковным христианским учением. Конечно, это слово звучит часто жестко и вызывает ощущение того, что человек вообще отвержен Богом и направляется прямиком в ад. Здесь речь идет не об этом, а о том, что когда человек анафематствует, он оказывается за церковной оградой, то есть Церковь больше не несет за него ответственности, он оставляется на волю Божию. Поскольку Церковь молится за каждого из своих членов и в ней действует Дух Святой, то когда человека отлучают от Церкви, он уже предстает перед лицом Божиим, не имея ходатайства в виде Церкви и церковной молитвы – вот что имеется в виду под словом «анафема».

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать