Читаем Апостол. 21 мая. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие?

21 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 9, ст. 20–31.

 

19. и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

20. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

21. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

22. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

23. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25. Ученики же ночью, взявши его, спустили по стене в корзине.

26. Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

27. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.

28. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса.

29. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.

30. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.

31. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.

(Деян. 9, 19–31)

 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами читаем продолжение истории, связанной с обращением ко Христу апостола Павла. Действительно, интересно и поучительно снова и снова читать этот отрывок, восхищаясь и удивляясь тому, как промыслительно действует Господь в жизни людей, как Он обратил к Себе такого человека, как Павел, имевшего такие ревность и образование, для того чтобы сделать его проповедником среди язычников.

Вчерашний отрывок был довольно пространным, поэтому не обо всем удалось поговорить, н например о том, что когда Павел попал в Дамаск, Господь отправил к нему Ананию, для того чтобы он крестил Савла и тот прозрел. В 15-м стихе сказано: Господь сказал ему (Анании) иди, ибо он есть мой сосуд избранный, чтобы возвещать чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. То есть Господь избирает Савла для великой миссии, великой проповеди.

Что же происходит, когда Савл принимает крещение? Об этом говорится в 18-м стихе: И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. То есть произошло крещение и в тот же самый момент прозрение Павла.

20. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

21. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

Действительно, Павел, будучи ревностным человеком, истово проповедует Христа. Казалось бы, он только-только встретился с Ним, но бывает такое, что Господь касается сердца человека. Вот Савл шел с одними мыслями о том, что это за Иисус из Назарета, сын плотника, которого распяли и правильно сделали, потому что он был обманщиком и развращал народ. Как говорили про Иисуса иудеи: «Сей развращает народ», и Павел был полностью согласен с этим мнением. Представьте, что он идет по дороге в Дамаск, думая о том, что, придя, найдет всех христиан, приведет их в Иерусалим и накажет, и считает, что это правильно, так и должно быть. Павел был совершенно искренним борцом с этой ересью (как мы бы сказали сейчас), инакомыслием, вредным учением. При этом он считал, что выполняет волю истинного бога. И вдруг встречает Иисуса – и ему в одночасье открывается, что Иисус есть Мессия, что Он, распятый на кресте, есть Сын Божий, совершивший спасение. И Павлу открывается смысл, внутреннее содержание и внутренняя парадоксальность этого деяния Божия – Бог явил Свою силу в немощи, явил не внешне, а через любовь: так возлюбил Он мир, что отдал и Сына Своего Единородного (как говорится у Иоанна Богослова).

Мы помним послания святого апостола Павла (которые читали и еще будем читать после праздника Святой Троицы), помним прекрасное, богословски насыщенное Послания к Римлянам, где Павел очень подробно описывает, как ему открылось, что спасение происходит не законом, не ветхим заветом, а только по благодати, по вере в Иисуса Христа. Все это по большому счету открылось ему в момент той встречи. Павел был образован, имел серьезную базу и вдруг поменял вектор, направленность своей проповеди, своей внутренней ревности, темперамента – и все сразу встало на свои места. Все прежнее учение, прежние образование, навыки и таланты он обратил на службу Христу, тем самым превратившись в сильнейшего, глубочайшего, серьезнейшего христианского богослова, по сути, может быть, первого христианского богослова в широком смысле слова. Потому что, если взять, скажем, проповедь апостола Петра в книге Деяний и проповедь первомученика Стефана, то это будет более развертывание истории еврейского народа, попытка показать иудеям, что Иисус и есть тот самый Мессия. Собственно, и апостол Павел часто делает это в своих посланиях (а в Послании к Евреям – постоянно), но, кроме этого, он разворачивает христианство и в сторону язычников. Он показывает, что Христос – «универсальный» Мессия: не только иудеи, но все нуждались в Спасителе. И эта мысль, эти размышления – глубочайшие идеи, которые являются «золотым запасом» христианского богословия, тем более что впервые, наверное, именно Павел развивает идеи, почему Бог решил именно так спасти не только иудейский народ, но всех и каким образом это происходит – идея водимости Духом Святым. Обо всем этом мы говорили и еще будем говорить, изучая послания апостола Павла.

Действительно, умиление, внутренний трепет и радость от того, что Господь сотворил чудо над таким человеком, который стал, конечно, силой Духа Святаго (Павел сам говорил, что сила Божия совершалась в его немощи) «инструментом» обращения ко Христу огромного количества людей.

Павел занимался проповедью с самого начала, поэтому в Дамаске у него сразу появились проблемы:

22. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

23. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25. Ученики же ночью, взявши его, спустили по стене в корзине.

Возникают первые неприятности, Павел бежит от прежних единомышленников с помощью учеников Христа, которые спускают его по стене в корзине. Потом апостол упомянет об этом во Втором послании к Коринфянам, перечисляя свои бедствия.

26. Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

27. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.

28. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса.

То есть мы видим, что Павел с самого начала дерзновенно проповедовал Христа, и с этого момента книга Деяний будет в большей степени посвящена деятельности апостола Павла, его путешествиям, тому, как он основывал церкви на территории практически всей Римской империи. Обо всем этом мы с вами почитаем далее.

Напоминаю также о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать