Читаем Апостол. 21 июня. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину

21 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 1, ст. 1–7, 13–17.

 

1. Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,

2. которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,

3. о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти

4. и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,

5. через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,

6. между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, -

7. всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

13. Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.

14. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.

15. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.

16. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

17. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

(Рим. 1, 1-7, 13-17)

 

Итак, дорогие братья и сестры, мы переходим к чтению и размышлению над очень интересным посланием. В оглавлении Нового Завета оно стоит первым из посланий апостола Павла, сразу же после Соборных посланий. Наряду с Первым посланием к Коринфянам оно является самым длинным из всех посланий. Конечно же, хронологически оно было написано не самым первым, мы уже говорили, что, согласно библеистике, самым ранним является Первое послание к Фессалоникийцам, которое мы уже читали и еще подойдем к нему в новом году. Послание к Римлянам было написано позже.

Мы видим, что апостол Павел, обращаясь к христианам в Риме, пишет свое приветствие очень деликатно и уважительно. Первые семь стихов – это приветствие, так называемый прескриптум. Так как мы достаточно долго читали Книгу деяний, давайте вспомним формуляр античного послания: прескриптум (вступление), корпус (основное «тело», содержание послания), между которыми обычно бывают проэми (молитвенное благопожелание), и заканчивается послание обычно постскриптумом, то есть неким прощанием.

Почему апостол Павел здесь так деликатен? Потому что церковь в Риме основал не он. Очень многим Церквям он пишет как отец, как основатель. Здесь мы должны понимать, что церковь в Риме была основана не апостолом Павлом и даже не апостолом Петром, а, по всей видимости, некоторыми поверившими христианами, может быть, даже из иудеев, которые, скажем, были в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы, когда апостол Петр произнес свою пламенную речь (как мы помним из Книги деяний). То есть церковь в Риме уже была, скорее всего, это было несколько разрозненных общин, а не единая крепкая Римская церковь. Об этом мы можем судить, например, из того, что апостол Павел в Послании к Римлянам увещевает, чтобы разные общины, разные маленькие церкви принимали бы друг друга.

Так что Павел пишет людям, которых никогда еще не видел. Он слышал, что в Риме есть церковь, очень хочет попасть в Рим и благовествовать там именно то Евангелие, какое принял и как он его понимает. Далее, как мы узнаем из концовки Послания к Римлянам, у него есть желание идти дальше до Испании. Из Книги деяний мы знаем, что в итоге Павел попадает в Рим, живет там под домашним арестом, проповедует Евангелие, но в Испанию уже не попадает, а в Риме усекается мечом. Это мы знаем уже из Предания, Книга деяний об этом не повествует.

Итак, послание очень интересное. В первых семи стихах, прескриптуме, мы видим, что апостол Павел раскрывает некоторые основы своего богословия. Со 2-го стиха он пишет:

2. которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,

3. о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти

4. и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,

то есть у апостола сразу дается некий посыл к раскрытию богословского положения о том, что Христос есть Сын Божий, что Он открылся как Сын Божий. Или, если точнее перевести слово открылся в 4-м стихе, «поставлен», или «интронизирован», то есть поставлен на трон. Апостолу Павлу было важно, что именно через Сына Божия, через Господа Иисуса Христа все мы тоже получаем спасение. Поэтому именно на этом он делает здесь акцент. Мы должны иметь в виду, что во времена апостола Павла, конечно, не было четко разработанного троического богословия, такого, как оно появилось во времена святых отцов, каппадокийцев и позже. Здесь апостол преследует конкретную задачу: он пытается акцентировать внимание на том, что Сын Божий поставлен Самим Богом Отцом как посредник для нашего спасения.

Можно много говорить об этом, но я хотел бы обратить внимание на последние стихи сегодняшнего отрывка, чтобы, оттолкнувшись от них, дальше читать и размышлять над этим посланием.

16. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

17. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Видите: апостол Павел пытается как всегда объединить во Христе две эти, так сказать, христианские ветви – иудеохристиан и языкохристиан. Павел, конечно, всегда ставит иудеев впереди, потому что им было дано обетование, был дан закон, они народ, избранный Богом для определенной цели, но и эллину, то есть язычнику, спасение дается равноправно.

Дальше очень важные слова в 17-м стихе: в нем (то есть в благовествовании, мы знаем это из 16-го стиха) открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Здесь написано: открывается правда Божия. По большому счету все Послание к Римлянам будет говорить как раз о том, как именно открывается и раскрывается эта правда Божия. Что такое «правда Божия»? И в русском, и даже в греческом языке слово «правда» означает больше «справедливость», «суд», «правосудие». Но в еврейском богословии, еврейском мировосприятии «правда Божия» обозначала вполне конкретную вещь – верность Бога Своему слову. Бог через Авраама обещал всему Своему избранному народу спасение. Через этот народ, через семя Авраамово благословятся все народы. Получается, что народ ожидал, когда же откроется эта правда Божия, когда придет исполнение Божественного обещания. Ждали и никак не могли дождаться, наоборот, получалось, что еврейский народ достаточно долго пребывал в пленении, то вавилонском, то персидском, то греческом, то римском. Когда же реализуется правда Божия, когда она откроется? Это был один из важнейших вопросов библейского ветхозаветного богословия. Павел говорит, что правда Божия открывается в благовествовании Христа, каким образом мы будем читать дальше.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневного чтения Слова Божия, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь.

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать