Читаем Апостол. 21 декабря. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет

21 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 8, ст. 7–13.

 

7. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

8. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

9. не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

10. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

11. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,

12. потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

13. Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

(Евр. 8, 7–13)

Мы прочитали прекрасный отрывок из интересного Послания апостола Павла к Евреям, главной особенностью которого, напомню, является то, что в нем Павел очень часто обращается к Ветхому Завету, ища в нем прообразы Завета Нового. Например, в ветхозаветном первосвященнике Мелхиседеке он видит прообраз Самого Иисуса Христа. Павел приводит прообразы нравственным ситуациям, для того чтобы нравственно укрепить и увещевать своего адресата. В сегодняшнем отрывке он рассуждает, почему Ветхий Завет должен быть сменен на Новый и приводит пространную цитату из книги пророка Иеремии (ср. гл. 31, ст. 31–34). Это очень известный момент, когда еще в Ветхом Завете звучит пророчество о том, что Бог заключит новый завет со своим народом.

Начинается сегодняшний отрывок с 7-го стиха, в котором апостол Павел говорит, что если бы первый завет (то есть Ветхий) был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. А дальше как раз следует цитата из книги пророка Иеремии. Если передавать ее вкратце, то смысл в том, что люди не пребыли в том, ветхом, завете, который в конце концов не выполнил той цели, которая возлагалась на него Богом. Об этом Павел уже писал в Послании к Евреям, говоря, что ветхий закон не приводил человека к цели, не приближал его к Богу. Почему? Об этом апостол тоже писал много. В частности, когда мы разбирали Послание к Галатам, то говорили о том, что Ветхий Завет был связан с законом и был внешним по отношению к человеку. Уже тогда, во времена пророка Иеремии, у пророков – как у людей, особо задумывающихся о духовных, религиозных путях Израиля, – уже было понимание того, что Ветхий Завет и закон не могут спасти человека. И апостол Павел говорил почему: закон не может животворить, закон – это мертвая буква, что-то внешнее, что давит на человека извне.

Можно ли законом изменить человека, заставить его приблизиться его к Богу. Все новозаветное богословие, которое имеет своим корнем Евангелие и послания апостола Павла, говорит, что репрессиями невозможно заставить человека внутренне измениться. Да, в случае, если мы останемся исключительно на социальном уровне, не будем смотреть в корень, но мыслить лишь как люди, живущие в обществе, которым важно не чтобы человек приблизился к Богу и достиг спасения, а лишь, чтобы он не будоражил общество и не мешал бы нам. Скажем, что делать с убийцей? Конечно, посадить в тюрьму: вдруг он убьет кого-нибудь еще, например меня. Если человек – вор, то менять его или не менять – вопрос сложный, а вот изолировать, посадить в тюрьму необходимо, тогда он не будет нам мешать, мы будем чувствовать себя комфортнее. Отсюда появляется вся система судопроизводства, тюрем, заключений. Но положа руку на сердце, разве тюремное заключение когда-нибудь по-настоящему меняло какого-либо человека? Конечно, если человек был уже расположен к тому, чтобы что-то переосмыслить, в тюрьме у него появляется время, и он размышляет, может быть, читает какую-то литературу, бывает даже – Библию, Новый Завет. Конечно, может наступить какое-то переосмысление, но именно от соприкосновения с благодатью и любовью Божией. Ведь по-настоящему меняет только любовь; только ощущение, что ты нужен и тебя любят, может перевернуть внутренний мир человека. А если прижать человека к ногтю, задавить его репрессиями и наказаниями, это может привести лишь к тому, что человек может испугаться того, что его накажут еще раз. Посидел в тюрьме – больше не хочется, поэтому не буду воровать и убивать. Но внутренне человек при этом не изменился. И ведь большинство из нас, братья и сестры, так и живут.

Мы поступаем так или иначе не потому, что мы внутренне понимаем правоту наших действий, а потому, что внешний закон говорит нам: делай так и не делай так. Если сделаешь так – тебя похвалят, а если так – поругают. И в общем-то все мы живем под этим игом закона. Об этом и говорит апостол Павел: закон – это иго, бремя, несвобода; закон не может существовать вместе с понятием свободы, он всегда диктует что-то извне. И получается, что человек обречен на неудачи: рано или поздно желание свободы проявится, нет-нет, да где-то он и будет грешить, нарушая закон. Следовательно, ни один человек не спасается, нет праведного ни одного, как сказано в Псалтири, поэтому все заключены под грехом – вот в чем была проблема Ветхого Завета. «И тогда, – говорит Господь через пророка Иеремию, – я заключу Новый Завет». В чем же он будет заключаться?

Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. То есть Бог выйдет навстречу человеку и простит его за то, что тот не смог выполнить весь старый завет, не смог жить по закону. Человек немощен, и сколько его не учи через репрессии, сколько не подавляй, этим человека не исправишь. Единственный «конструктивный» вариант, и Бог Сам об этом говорит, – выйти навстречу человеку, полюбить его, пока он немощен. Как сказано в Послании к Римлянам: «Иисус возлюбил нас, пока мы еще были грешниками, – вот в чем любовь Божия». Бог безусловно любит человека не потому, что он хороший или плохой, а просто любит – в этом особенность Божией любви. И Бог с этой любовью первым выходит навстречу, сначала Он прощает человека, а уже потом ждет ответа. Конечно, не все отвечают Ему и не все отвечают быстро. Но все равно именно этот путь – путь христианства. А если жить по Ветхому Завету – «око за око и зуб за зуб», то общество в целом и каждый отдельный человек в конце концов может зайти в тупик. Даже современное состояние общества: все эти страхи, вся неуверенность, нестабильность тоже во многом связаны с этим. Когда мы погружаемся в разногласия, особенно глобального, государственного масштаба, то видим, что христианства не хватает ни с той, ни с другой, не с третьей стороны. Те, кто причисляют себя к мусульманскому миру, соответственно мыслят по закону, но и у тех, кто считают себя христианами, христианства не всегда хватает. Иллюстрацией этому является то, что когда идет какое-то соперничество, то один наказал другого, тот наказал в ответ – и все это как снежный ком, каждый старается показать свою правоту через силу. Наверное, когда речь идет о государственном уровне, о выполнении законов на этом уровне, о какой-то стратегии или позиции, которую требуется отстоять, наверное, в чем-то это неизбежно. Обычно люди так и говорят: «А что делать, таков мир, нельзя показывать себя слабым», считая, что прощение, милосердие, любовь – это проявления слабости. Но в конце концов, когда Господь придет в Своем славном Втором пришествии, мы увидим, что эта общемировая позиция приведет всю ситуацию в тупик. А когда наступит тупик, тогда придет Господь.

Когда мир настолько оскудеет в своей любви, настолько перестанет быть способным проявлять милосердие и прощать и будет лишь «око за око, зуб за зуб», а остановить этот снежный ком и разрубить этот узел уже никто не сможет, тогда наступит тот конец света, о котором так часто говорят и признаков которого ищут. А ведь один из этих признаков четко обозначен Господом – за умножение беззаконий оскудеет любовь.

На самом деле, если любовь – это главный признак христианства, то ее оскудение – главный признак того, что христианства, Христовой истины миру не хватает. Поэтому, дорогие братья и сестры, нам необходимо помнить об этом, по крайней мере, на уровне отдельного человека, отдельной личности. Пусть конкретно я буду помнить, что такое Ветхий и что такое Новый Завет, что такое жизнь по закону и что такое жизнь по любви, что такое репрессии, давление, попытка навязать свое мнение извне и что такое путь благодати, путь любви и милосердия. Пока каждый из нас не поймет, в чем разница между Ветхим и Новым Заветом, наверное, остановить этот поток нехристианских взаимоотношений нам не удастся. Только начать надо с себя самого, на индивидуальном уровне.

Напоминаю также о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать