Читаем Апостол. 20 января. Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса

20 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 19, ст. 1-8.

 

1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,

2. сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,

6. и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7. Всех их было человек около двенадцати.

8. Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

(Деян. 19, 1 – 8)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами впервые за время нашего общения прочитали отрывок из книги Деяний. Это чудесная книга, исторически повествующая о том, что происходило со времени Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо до прибытия апостола Павла в Рим, когда ему уже оставалось не так много жить и проповедовать (в Риме, как мы знаем, он принял свою мученическую кончину). Это рассказ о многих путешествиях, событиях, связанных с деятельностью апостолов. Вначале речь больше идет об апостолах в Иерусалиме: Иоанне, Иакове, Петре, а когда апостол Павел обратился в христианство, то в большей степени рассказывается о его путешествиях, трудностях, подвигах, проповедях. Эту книгу мы с вами будем подробно читать в хронологическом порядке, начиная с праздника Святой Пасхи. В день Святой Пасхи читаются самые первые стихи этой Книги, и до праздника Святой Троицы мы с вами, если будем живы, обязательно будем знакомиться с этой книгой и беседовать.

Этот отрывок мы прочитали потому, что сегодня второй день после праздника Крещения. Мы знаем, что большие праздники отмечаются несколько дней. Например, второй день после Рождества Христова называется Собор Богородицы, потому что Богородица была главной участницей события Рождества Христова, благодаря Ей это событие вообще состоялось. Соответственно, день, следующий после праздника Крещения, называется Собор Иоанна Предтечи, потому что именно он является главным персонажем события Крещения. Конечно, так же, как и в празднике Рождества, эти люди являются главными после Самого Господа Иисуса Христа.

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им… Что он им сказал, мы прочитаем позднее. Напомню, что город Эфес – столица провинции Аси́я (в славянском произношении) или, как мы сказали бы ныне, А́зия. Теперь Азия – это почти материк, а тогда это была провинция Римской империи. Сейчас древний город Эфес располагается на территории Турции, и когда люди едут туда не только с целью отдохнуть на побережье, но и чтобы побывать на экскурсиях, им также демонстрируют Эфес, по крайней мере, остатки того древнего города.

Придя в город Эфес, апостол Павел столкнулся с учениками Иоанна. Этот отрывок читается сегодня, в день Собора Иоанна Предтечи, потому что здесь идет речь о его учениках. Мы помним, что у Иоанна Крестителя, который вышел на проповедь раньше, чем Иисус Христос, были свои ученики. Они тоже его очень любили, почитали, уважали. Когда над алтарем изображается деисусный чин, где в центре Иисус, а по бокам различные святые, то справа от Иисуса Христа изображается Пресвятая Богородица, а слева – Иоанн Предтеча. То есть после Богородицы Иоанн Предтеча считается ближайшим святым по отношению к Господу Иисусу Христу.

Он действительно явил огромное смирение. Конечно, он был пророком, Дух Святой говорил через него, но все равно у него была своя человеческая воля, ее никто никогда не отменял. Он мог иметь свои амбиции, планы, мог сказать своим ученикам: «Когда Иисус придет, вы меня не предавайте, не переходите к Иисусу», но, конечно, Иоанн Креститель, будучи движим Духом Святым, поступил иначе. Он сразу говорил: «Придет за мной Больший меня. Я крещу вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым», в некоторых Евангелиях сказано «Духом Святым и огнем». В любом случае Иоанн Креститель признавал первенство Христа над собой. В Евангелии от Иоанна он показывает на Христа и говорит: «Вот Агнец Божий, Который пришел, чтобы спасти человечество». Еще он говорил: «Тот, Кто придет после меня, был прежде меня, и я недостоин развязать ремень Его обуви». Иоанн Креститель изначально проявлял величайшее смирение, совершенно не пытался быть конкурентом Господу, несмотря на то, что он раньше вышел на проповедь. Наоборот, всех своих учеников он призывал идти за Христом. Апостол Андрей, которого мы называем Первозванным (первый, кто пошел за Христом), прежде был учеником Иоанна Крестителя.

Тем не менее некоторые ученики Иоанна Крестителя, не пойдя за Христом, организовали свои собственные общины в ряде городов, даже в Эфесе. Они слышали только проповедь Иоанна Крестителя и, отреагировав на эту проповедь, принимали так называемое «Иоанново крещение», собственно Крещение Христово над ними не совершилось. Апостол Павел им говорит: Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Они говорят, что не слышали, есть ли Дух Святой. Возможно, имеется в виду не то, есть ли вообще Дух Святой или нет, а пришло ли явление Духа Святого, было ли это откровение, был ли Тот, Кто принес в этот мир возможность соприкоснуться, соединиться с Духом Святым?

Апостол Павел удивляется, что они не слышали о том, что Дух Святой дарован людям, верующим во Христа. Он спрашивает: Во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. И Павел им поясняет, говоря практически словами самого Иоанна Крестителя: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Эти люди поверили Павлу, который действительно практически процитировал самого Иоанна Крестителя, и решили креститься во имя Господа Иисуса Христа, то есть принять Крещение Христово, через которое человек умирал для ветхой жизни и воскресал для новой. Крещение Иоанна Крестителя было для того, чтобы человек побудился изменить себя, свой образ жизни, образ мыслей. Иоанн призывал к изменению для того, чтобы в этом измененном состоянии принять благодать Духа Святого, а само дарование новой жизни во Христе и впоследствии Духа Святого происходило только через Крещение Христово и, как здесь написано, через возложение рук.

Возложение рук – это прообраз таинства Миропомазания. В древности Дух Святой ниспосылался с возложением рук, а позже и в наше время Миропомазание – таинство дарования Духа Святого – совершается через помазание миром. Так исторически сложилось, поскольку епископ не имеет возможности возлагать руки на каждого крещающегося. На территории одной Поместной Церкви, скажем, Русской Православной, ежедневно где-нибудь кто-нибудь крестится. Эту проблему осознали еще в древности и решили, чтобы Предстоятель Церкви освящал масло, приготовленное по особому рецепту, и рассылал его во все уголки своей Поместной Церкви, а там священник этим маслом совершал таинство Миропомазания и тем самым давал человеку печать дара Духа Святого. Эти слова как раз произносятся во время таинства Миропомазания.

После возложения рук нисшел на учеников Иоанна Дух Святой и явил свои дары. Мы знаем, что среди даров Духа Святого есть говорение на языках и пророчествование, и эти люди получили такие дары. В древности действительно во время крещения человек мог достаточно явно демонстрировать тот факт, что он получил дары Духа Святого. В наше время мы не видим, чтобы человек сразу пророчествовал, исцелял или «говорил язы́ками», но мы знаем, что Дух Святой все равно действует. Дух Святой и Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям, «Один и Тот же: вчера, сегодня, завтра и вовеки». Поэтому именно крещение во Христа Иисуса дает начало нашей христианской жизни, а ниспослание Духа Святого дает нам Помощника, Который укрепляет нас во все дни нашей жизни. В данном отрывке показано, как апостол Павел объяснял этот момент ученикам Иоанна, которые крестились только Иоанновым крещением. И он связан именно с днем памяти Иоанна Предтечи, перед которым мы преклоняемся и почитаем его ради высочайшего его смирения. Он сам – по своей воле и под воздействием Духа Святого не пытался противодействовать Господу Иисусу Христу, а наоборот, направлял к Нему всех, даже своих учеников, не желая оставлять кого-то привязанным к себе.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать