Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 6, ст. 1–10
1. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
2. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4. но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5. под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6. в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7. в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8. в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9. мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10. нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
(2 Кор. 6, 1 - 10)
В этом великолепном отрывке апостол Павел в очередной раз являет себя мастером парадоксальной мысли. Хочется привести известное высказывание отца Павла Флоренского о том, что истина, когда она не парадоксальна, всегда однобока и неполна. Парадокс – один из главных способов выразить сложную многогранность истины. Апостол Павел часто прибегает к этому способу, мы уже сталкивались с этим, читая Второе Послание к Коринфянам.
Павел нередко пишет о том, что он и другие апостолы, как служители Божии, постоянно находятся в стесненных обстоятельствах. Он молит о том, чтобы эта ситуация была правильно понята коринфянами, к которым обращается, чтобы они видели, как сила Божия совершается в немощи человеческой, как в парадоксальном сочетании немощи человека, трудностей его жизни и силы Духа Святого происходит распространение проповеди Христовой.
Начинает апостол со слов: Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами , то есть чтобы коринфяне не тщетно услышали проповедь, чтобы в их жизни благодать эта явила свою силу и плоды. Ибо сказано (цитируется пророк Исаия): во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Апостол Павел говорит: вот исполнение этого пророчества, вот время благоприятное, вот день спасения, вот то время, когда можно стать причастником Вести Евангельской и Самого Христа.
Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии . Апостол Павел говорит о различных трудных обстоятельствах апостольского служения: в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах . Когда было нужно, апостол Павел усердно постился, чтобы больше открыться для благодати Божией и настроить себя на проповеднический лад, с особым усердием в молитве совершал ночные бдения. При этом апостолы находились в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах. Когда апостолов чествовали и когда их бесчестили, они всегда оставались достойными служителями. Дальше мы видим красивейший пассаж, где речь идет прямо о парадоксах в апостольской жизни.
Нас почитают обманщиками, но мы верны. Иудеи, которые были противниками апостолов, и язычники говорили, что те проповедуют ложь о каком-то Христе, распятом на кресте. Какой это Бог, разве Бог может быть распятым, разве Он может страдать? Значит они обманщики! Но апостол Павел все равно говорит: мы верны, мы проповедуем то, о чем знаем, что нам открыто Богом и, несмотря на то, что нас почитают обманщиками, мы проповедуем истину.
Мы неизвестны, но нас узнают; нас считают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем. Действительно, противники христиан старались сделать так, чтобы все забыли про них, чтобы они были неизвестными и их проповедь не распространялась, поэтому говорится, что христиане были якобы неизвестными во времена гонений. Однако их все равно узнают, потому что христиан постепенно становится все больше и они являют пример великой любви. Помните, как ранее говорили про христиан: смотрите, как эти люди любят друг друга. Любовь Божия, которая живет в сердцах христиан, – главное, что их отличало и должно отличать.
Нас считают умершими, но вот, мы живы. Тоже великолепный парадокс. В ранней Церкви, при жизни апостола Павла и после его смерти гонений было достаточно. Христиан «хоронят», то есть считают умершими, говорят, что христианство погибло. Но вот, мы живы – христианство вдруг вновь дает плоды, снова распространяется.
Нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся. Христиан пытаются всячески притеснить, добавить трудностей, сделать их жизнь невыносимой, но они всегда радуются, потому что мир и радость Божия всегда присутствуют в сердце христианина. В Послании к Галатам апостол Павел перечисляет плоды Духа Святого, и первые из них: любовь, радость и мир. Если человек является храмом Духа Святого, он при любых обстоятельствах не перестает любить, радоваться и не теряет мира Божия в сердце своем.
Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Это торжество парадоксальной мысли, когда берутся совершенно противоположные полюса. Христиане с мирской точки зрения ничего не имеют, у них нет никаких благ, и они к ним не стремятся. Но многих обогащают, потому что у них есть внутреннее сокровище, и оно единственное может обогатить человека, подарить гармонию. Человек пытается найти многое, с помощью чего мог бы стать счастливым, но на самом деле счастье у этих «нищих» христиан. Мы ничего не имеем, но всем обладаем. Действительно, ничего в этом мире христианин не считает своим, ни к чему не привязывается, но при этом во Христе, в Боге обладает всем. Все Бог дал человеку, чтобы он жил, радовался, созидал. Не присваивал, не привязывался, не паразитировал, но помогал этому миру двигаться к Богу, творил, продолжал дело Самого Бога на земле.
Это прекрасные слова, которые и в наше время для нас с вами являются великим утешением и укреплением. Пусть нас, христиан, почитают умершими, но вот, мы живы!
Напоминаю нам о необходимости ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!