Читаем Апостол. 20 сентября. Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем

20 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 6, ст. 1–10 

 

1. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

3. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,

4. но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

5. под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

6. в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

7. в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,

8. в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;

9. мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;

10. нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

(2 Кор. 6, 1 - 10)

 

В этом великолепном отрывке апостол Павел в очередной раз являет себя мастером парадоксальной мысли. Хочется привести известное высказывание отца Павла Флоренского о том, что истина, когда она не парадоксальна, всегда однобока и неполна. Парадокс – один из главных способов выразить сложную многогранность истины. Апостол Павел часто прибегает к этому способу, мы уже сталкивались с этим, читая Второе Послание к Коринфянам.

Павел нередко пишет о том, что он и другие апостолы, как служители Божии, постоянно находятся в стесненных обстоятельствах. Он молит о том, чтобы эта ситуация была правильно понята коринфянами, к которым обращается, чтобы они видели, как сила Божия совершается в немощи человеческой, как в парадоксальном сочетании немощи человека, трудностей его жизни и силы Духа Святого происходит распространение проповеди Христовой.

Начинает апостол со слов: Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами , то есть чтобы коринфяне не тщетно услышали проповедь, чтобы в их жизни благодать эта явила свою силу и плоды. Ибо сказано (цитируется пророк Исаия): во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Апостол Павел говорит: вот исполнение этого пророчества, вот время благоприятное, вот день спасения, вот то время, когда можно стать причастником Вести Евангельской и Самого Христа.

Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии . Апостол Павел говорит о различных трудных обстоятельствах апостольского служения: в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах . Когда было нужно, апостол Павел усердно постился, чтобы больше открыться для благодати Божией и настроить себя на проповеднический лад, с особым усердием в молитве совершал ночные бдения. При этом апостолы находились в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах. Когда апостолов чествовали и когда их бесчестили, они всегда оставались достойными служителями. Дальше мы видим красивейший пассаж, где речь идет прямо о парадоксах в апостольской жизни.

Нас почитают обманщиками, но мы верны. Иудеи, которые были противниками апостолов, и язычники говорили, что те проповедуют ложь о каком-то Христе, распятом на кресте. Какой это Бог, разве Бог может быть распятым, разве Он может страдать? Значит они обманщики! Но апостол Павел все равно говорит: мы верны, мы проповедуем то, о чем знаем, что нам открыто Богом и, несмотря на то, что нас почитают обманщиками, мы проповедуем истину.

Мы неизвестны, но нас узнают; нас считают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем. Действительно, противники христиан старались сделать так, чтобы все забыли про них, чтобы они были неизвестными и их проповедь не распространялась, поэтому говорится, что христиане были якобы неизвестными во времена гонений. Однако их все равно узнают, потому что христиан постепенно становится все больше и они являют пример великой любви. Помните, как ранее говорили про христиан: смотрите, как эти люди любят друг друга. Любовь Божия, которая живет в сердцах христиан, – главное, что их отличало и должно отличать.

Нас считают умершими, но вот, мы живы. Тоже великолепный парадокс. В ранней Церкви, при жизни апостола Павла и после его смерти гонений было достаточно. Христиан «хоронят», то есть считают умершими, говорят, что христианство погибло. Но вот, мы живы – христианство вдруг вновь дает плоды, снова распространяется.

Нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся. Христиан пытаются всячески притеснить, добавить трудностей, сделать их жизнь невыносимой, но они всегда радуются, потому что мир и радость Божия всегда присутствуют в сердце христианина. В Послании к Галатам апостол Павел перечисляет плоды Духа Святого, и первые из них: любовь, радость и мир. Если человек является храмом Духа Святого, он при любых обстоятельствах не перестает любить, радоваться и не теряет мира Божия в сердце своем.

Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Это торжество парадоксальной мысли, когда берутся совершенно противоположные полюса. Христиане с мирской точки зрения ничего не имеют, у них нет никаких благ, и они к ним не стремятся. Но многих обогащают, потому что у них есть внутреннее сокровище, и оно единственное может обогатить человека, подарить гармонию. Человек пытается найти многое, с помощью чего мог бы стать счастливым, но на самом деле счастье у этих «нищих» христиан. Мы ничего не имеем, но всем обладаем. Действительно, ничего в этом мире христианин не считает своим, ни к чему не привязывается, но при этом во Христе, в Боге обладает всем. Все Бог дал человеку, чтобы он жил, радовался, созидал. Не присваивал, не привязывался, не паразитировал, но помогал этому миру двигаться к Богу, творил, продолжал дело Самого Бога на земле.

Это прекрасные слова, которые и в наше время для нас с вами являются великим утешением и укреплением. Пусть нас, христиан, почитают умершими, но вот, мы живы!

Напоминаю нам о необходимости ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать