Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 5, ст. 8–19.
8. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9. потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10. Испытывайте, что благоугодно Богу,
11. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16. дорожа временем, потому что дни лукавы.
17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
(Еф. 5, 8–19)
Сегодня второй день после праздника Святой Троицы – день Святого Духа, который особенно посвящен почитанию третьей ипостаси Святой Троицы. Вчера был большой праздник, когда мы особым почитанием отмечали все три лица Святой Троицы, то есть вся Святая Троица почиталась равночестно. Мы прославляли Троицу как Единосущную и Нераздельную, где все три ипостаси равны между Собой. Бог един по природе, по существу, и троичен в ипостасях. Следующий день после этого праздника сугубо посвящается почитанию Святого Духа.
Здесь мы несколько раз даже сталкиваемся со словом Дух с большой буквы. Напоминаю, что если Дух пишется с большой буквы, то это всегда Дух Святой. Там, где это слово пишется с маленькой буквы, предполагается, что это какой-то другой дух – человеческий или даже бесовский. Напомню, что, к сожалению, в нашем синодальном переводе Дух Святой тоже часто пишется с маленькой буквы, поэтому бывает путаница. В данном случае мы видим, что Дух Святой написан с заглавной буквы.
Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
Мы помним, что апостол Павел в Послании к Галатам особенно говорит о плодах Духа. Вообще выражение плод Духа чрезвычайно важно. Мы уже не раз говорили об этом, братья и сестры, но очень хочется, чтобы каждый из вас это хорошо запомнил. Почему именно плод Духа, а не дела Духа, действия Духа? Потому что мы не являемся основными субъектами того, что происходит (если так можно сказать). Не мы являемся основными субъектами нашего спасения, мы – «почва», и можем подготавливать ее, удобрять и прочее, но субъект нашего спасения – Дух Святой, Сам Бог, Он созидает и взращивает эти плоды на почве нашего сердца. Если сердце открыто, то плоды всходят хорошо. Недавно мы читали окончание Книги деяний, вспомните, как апостол Павел цитировал пророка Исаию: закрыты глаза и уши, и сердце закрыто, и не обращаются эти люди к Богу, чтобы Он их исцелил. Поэтому Дух действует, спасает, создает и взращивает плоды, а мы – «почва», благоприятная или не очень. В данном случае апостол Павел упоминает три плода Духа: всякая благость, праведность и истина .
10. Испытывайте, что благоугодно Богу,
11. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
Об этой идее мы как-то говорили. Она очень интересная, ее можно воспринимать даже глобально: все, что тайное, становится тайным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть . Это можно понять и по-бытовому: когда темно, то ничего не видно, а когда есть свет, то все видно. Мы некогда читали этот отрывок и говорили, что, например, с точки зрения теории относительности, одного из фундаментальных открытий XX века в области физики, условием существования нашего материального мира является постоянная скорость света. Это трудный момент для понимания, только специалисты смогут разобраться в этом и пояснить тем, кому это интересно; также можно воспользоваться специальной литературой, но и ее труднее воспринимать, чем чье-то объяснение. Именно постоянство скорости света и то, какая она есть, является условием материальности нашего мира – той материальности, которая имеет место быть. Это сложная тема, тем не менее, интересно, что в посланиях апостола Павла мы можем находить такие интуиции, которые применимы даже в научной области. Причем это область серьезнейшей фундаментальной науки, которую невозможно легко воспринять через опыт и эксперимент, это очень таинственная и интересная область физики, называемая теорией относительности.
14. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16. дорожа временем, потому что дни лукавы.
17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом...
Вот еще важнейший момент, где упоминается слово Дух : исполняться Духом – вот цель христианина. Вспомним еще раз, дорогие братья и сестры, что все по-настоящему христианские писатели: и первый серьезнейший богослов апостол Павел (которого мы с вами постоянно вспоминаем), и последующие самые серьезные христианские богословы вплоть до XX века всегда говорят о том, что цель христианской жизни – стяжание Духа Святого (вспомним Серафима Саровского), исполнение Духом Святым. Христианство – это совершенно революционные, новые отношения человека и Бога. Это не новая религия, не новый закон Моисеев или какой-то еще, а совершенно новые отношения человека с Богом, которые характеризуются как водимость человека Духом Святым.
Все, что делает христианин в своей ежедневной духовной практике: участие в литургии, Евхаристии, молитвенное правило, пощение, аскеза, чтение Евангелия и размышление над ним – он делает для того, чтобы максимально открыть свое сердце, чтобы оно исполнилось Духом Святым, чтобы Дух Святой вел человека по жизни, чтобы человек опирался не на себя, не на свое эго, не на свое мнение, не на свою волю, а на волю Божию, на водимость Духом Святым. Наверное, именно поэтому данный отрывок читается именно сегодня, когда мы празднуем день Святого Духа. Всем нам, братья и сестры, я желаю исполняться Духом Святым.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!