Читаем Апостол. 20 июля. Хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы

20 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 15, ст. 7–16.

 

7. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

8. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,

9. а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.

10. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.

11. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.

12. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.

13. Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.

14. И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;

15. но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати

16. быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.

(Рим. 15, 7-16)

 

Итак, дорогие братья и сестры, мы с вами двигаемся вместе с апостолом Павлом по его богословию, миру его идей, читая великолепное Послание к Римлянам. Сколько глубочайших мыслей и идей оно содержит! Справедливо можно сказать, что, не прочитав и не осмыслив этого Послания, мы с вами, наверное, не сможем быть полноценными христианами. Потому что Евангелие дает нам саму Благую Весть, слова Самого Господа, в нем описываются Его действия и Крестный подвиг, но осмысление христианства, его распространение на все наши жизненные сферы, привнесение его в жизнь общественную и жизнь других людей, наверное, возможно только по внимательном, глубочайшем исследовании Посланий апостола Павла.

В прошлый раз мы читали 14-ю главу (правда, не полностью) и сегодня перепрыгнули на 15-ю, уже приближаясь к окончанию этого замечательного Послания. Эта глава начинается с увещания, которое связано с той же самой темой, которая была и в 14-й – о соотношении сильных совестью и немощных совестью. Сильные совестью – те, которые считали, что все можно употреблять в пищу, в том числе так называемое идоложертвенное мясо. А немощные считали, что это мясо есть нельзя, и ели только овощи. Начинается 15-я глава такими словами:

1. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

По-славянски: немощи немощных но сите. Это место, которое, как часто замечает отец Ианнуарий (Ивлиев), вне контекста может пониматься совсем неправильно. Потому что выходит, что мы сильные – то есть внутренне сильные, волевые люди – должны носить немощи бессильных, то есть слабых, безвольных, бесхарактерных. На самом деле, речь идет совсем о другом. Сильные – это те, кто имеют сильную совесть, те, кто понимают, что нет ничего самого по себе нечистого, а немощные – те, которые все равно постоянно ищут, где чисто, где нечисто, это буду есть, а это не буду, сюда пойду, туда не пойду. В нашей современной жизни тоже есть множество примеров, когда люди задают огромное количество вопросов относительно того, как им надо поступать. Хотя по большому счету на эти вопросы человек мог бы сам ответить, будь у него более сильная совесть, более крепкий христианский стержень.

Перенесемся в 7-й стих, с которого начинается сегодняшний отрывок:

7. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Апостол Павел берет пример Самого Христа, Который будучи сильным, будучи Самим Богом, является абсолютной чистотой, у Которого чистое сознание, чистое сердце, поэтому и для Него все в этом мире было чисто. Он Сам сотворил этот мир чистым, хорошим («добро зело» – это фраза произносилась после каждого дня творения), и, конечно, спустившись в этот мир, обладая чистым умом, чистым сознанием и чистым сердцем, Христос также на все взирал чистыми очами и ничего не почитал самим по себе нечистым.

По большому счету все обличения Господа были направлены именно тем людям, которые поощряли и утверждали это разделение на чистое и нечистое. Рассмотрим небольшой, но очень важный вопрос: кого Христос обличал и, даже можно сказать, ругал в Новом Завете, называя не очень приятными словами? Ведь не грешников, их Он миловал, привлекал к Себе, призывал к покаянию, оказывал милость, общался с ними, а обличал и ругал Он именно фарисеев, то есть тех людей, которые в большей степени, чем кто бы то ни было, утверждали и поощряли это разделение на чистое и нечистое, доброе и злое, хорошее и плохое, иудеев и неиудеев, своих и чужих – это раздрай, оценочное суждение. Так что Христос – Тот, Кто понес немощи немощных, будучи сильным, и Павел говорит, что мы должны делать так же: принимать добро, как Христос принял нас в славу Божию.

8. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,

9. а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.

Христос пришел и сделался служителем, то есть понес немощи обрезанных, иудеев, ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам , обетование было дано Аврааму, и Бог, конечно, стремился его исполнить, потому что верен Своему слову, – это то, что мы называем правдой Божией. Язычникам Он ничего не обещал, но, как сказано в 9-м стихе, из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками , то есть Бог понес немощи и язычников и по Своей милости призвал их к спасению. Далее приводится множество цитат на эту тему.

10. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.

Речь о том, что было сказано в Ветхом Завете. Мы понимаем, что в то время, когда апостол Павел писал свои послания, еще не был сформирован канон Нового Завета. Павел не претендовал, чтобы его послания сразу попадали в канон и носили сакральный статус. Священным Писанием считалось Писание Ветхого Завета, поэтому мы сталкиваемся с огромным количеством цитат из ветхозаветной части Библии и в посланиях апостола Павла в частности и в самом Евангелии. В подтверждение того, что мысль о спасении язычников содержалась еще в Ветхом Завете, Павел приводит множество цитат.

10. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.

11. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.

12. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.

И далее:

13. Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.

14. И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;

15. но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати.

Мы видим, что апостол Павел очень деликатно обращается к римским христианам, говоря, что они сами полны благодати и, наверное, уже сами могут наставить друг друга в различных ситуациях. Но все-таки он пишет им «по данной ему от Бога благодати, с некоторой смелостью», напоминая о важнейших моментах христианской веры. Почему пишет деликатно? Потому что не он основал церковь в Риме и обращается к ним как к уже состоявшимся христианам. Об этом мы прочитаем уже в следующий раз в продолжении 15-й главы.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать