Читаем Апостол. 20 февраля. Заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих

20 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 2, ст. 11–19.

 

11. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;

12. если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;

13. если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14. Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

16. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,

17. и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,

18. которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.

19. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».

(2 Тим. 2, 11–19)

 

Сегодняшний небольшой отрывок из Второго послания апостола Павла к Тимофею начинается он с 11-го стиха, где мы вновь видим словесную формулу, которая часто употребляется в «пастырских посланиях»: Верно слово или Верно и всякого принятия достойно.

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Совершенно верная логика. Христианство в том и заключается, что человек призван умереть вместе со Христом, быть с Ним сораспятым, сопогребенным и совоскресшим. Если мы с вами не пережили эту великую смерть, то быть христианами, быть «новыми людьми» с новым сознанием невозможно. Ничто другое не может обновить, преобразить нас, только умерщвление «ветхого человека» и рождение «нового». Пока мы будем пытаться обновлять нашего «ветхого человека», что-то может меняться, например, наше поведение. Мы можем подстраиваться, вести себя определенным образом, ведь человек всегда под что-то подстраивается. Но это означает, что мы в основном своими собственными силами пытаемся решить проблему нашего изменения, а для человека невозможно сущностно поменяться своими собственными силами. Поэтому, даже оставаясь христианами, но пытаясь своими силами произвести какие-то изменения, мы впадаем в противоречие, некоторый тупик, потому что это невозможно. Христианин – это тот, кто умер вместе со Христом для ветхой жизни.

Крещение – это вступление человека в Церковь. Конечно, младенцу, которого крестят, трудно это пережить, и мы считаем, что за него в некотором смысле это должны ощутить крестные. Когда крестится взрослый человек, он делает это осознанно, и у него больше шансов ощутить момент этого перерождения, этой «смерти» и «воскресения». Только если он это проживет, то поймет, что такое новая христианская жизнь. Если этого не произойдет, то человек так и останется один на один с «ветхим человеком», пытаясь улучшить его, изменить. Незыблемый тезис – мы сами, своими силами можем изменить только свое внешнее поведение, но сущностное изменение происходит через реальную встречу с Богом, реальное перерождение, реальную смерть и воскресение. Может быть, не в физическом теле, но внутренне наш «ветхий человек» умирает и восстает «новый».

Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. 13-й стих чрезвычайно важен, потому что мы, люди, действительно неверные. Мы постоянно что-то меняем в своих воззрениях; нам то одно кажется, то другое; сегодня мы так себя ведем, завтра иначе. Действительно, каждому из нас трудно быть верным самому себе, своим словам, отношениям. Только один Господь верен, ибо Себя отречься не может. Это свойство верности Бога Своему слову называется на языке Библии Правдой Божией. Это чрезвычайно важное библейское понятие.

Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии. Это тоже важная тема, которой мы немного касались. Не надо вступать в словопрения и споры там, где от этого нет никакой пользы. Помните, как написано у апостола Павла в Первом послании к Коринфянам: духовный разумеет и духовное, и душевное, и все что ниже по ступенькам, а душевный духовное разуметь не может. К чему такой спор может привести? Если духовный человек понимает какие-то духовные реалии, но еще не такой бесстрастный и не понимает, что о духовном очень трудно рассказать словами, он может выйти из внутреннего равновесия, оттого что не получается рассказать душевному человеку о духовном. Душевный человек тоже расстроится, он не поймет, что ему хочет рассказать духовный, решит сторониться разговоров о духовном, может затаить обиду, злобу. Получается, что словопрения ни к чему хорошему не приводят. Два духовных человека с полуслова поймут друг друга, а если они по-настоящему высокодуховны, то они и разговаривать не будут, им и так все понятно без слов.

Если люди душевные разговаривают о духовном, тогда это не имеет вообще никакого смысла, но просто сотрясание воздуха, разговор ни о чем. Такое часто бывает: люди приходят в Церковь, становятся христианами, прочитают несколько книг и уже начинают разговаривать о духовных реалиях так, как будто достигли того, о чем в этих книгах написано. Начинаются словопрения, рассуждения, спорщики бросаются умными духовными терминами, например, «покаяние», «умная молитва», «плач о грехах», совершенно не понимая, о чем говорится в этой литературе. Нужно всегда помнить прекрасные слова одного мудреца о том, что знающий не говорит, а говорящий не знает. Когда этого мудреца спросили, что он имеет в виду, он сказал: «А вы знаете, как пахнет роза?». Все ответили: «Знаем» – «А теперь объясните мне, как она пахнет». Понятно, что сделать это невозможно. Если все знают, как она пахнет, нет смысла об этом говорить. Если кто-то знает, а кто-то не знает, тоже нет смысла об этом говорить, потому что не сможет знающий объяснить незнающему, как пахнет роза. Если все не знают, как она пахнет, то это действительно разговор ни о чем. Каждый может наговорить с три короба, и все это будет не о том, потому что никакого опыта за этим не стоит.

Наверное, это самое печальное, что есть в нашем мире. Это всегда было, но сейчас еще больше, потому что в нашей информационно насыщенной цивилизации произносится огромное количество слов, за которыми ничего не стоит: никакого опыта, никакого истинного переживания или истинного состояния, это просто рассуждение на какие-то темы. Когда человек, прочитав высокодуховную литературу, начинает разговаривать на этом языке, но пока не имеет вообще никакого опыта того, о чем там говорится, это, конечно, выглядит наивно и вызывает улыбку. Иногда это приводит к печальным результатам, к агрессии. Человек не понимает, а говорит, и когда понимающий собеседник ему поясняет, что он понимает не так, то первый расстраивается, обижается. Действительно, словопрения, как правило, к хорошему не приводят.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать