Читаем Апостол. 20 августа. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает

20 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 14, ст. 6–9.

 

6. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

7. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;

8. а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни.

9. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

(Рим. 14, 6 – 9)

 

Сегодняшний отрывок небольшой, но очень интересный и важный. Мы перенеслись в 14-ю главу. Напомню, что именно здесь и отчасти в предыдущей главе апостол Павел говорит о взаимоотношениях так называемых немощных и сильных. Речь идет о немощных совестью и сильных совестью. Мы уже много говорили в контексте Послания к Римлянам и в контексте Первого послания к Коринфянам о том, кто это такие.

Напомню еще раз, что была проблема с идоложертвенным мясом. Проблема кажется узкой, но ее ведь можно и расширить, и об этом мы сейчас поговорим. Практически все мясо в античности посвящалось какому-то «богу», чтобы тот не оскорбился, что его забыли, поэтому вкушение мяса означало вкушение пищи, принесенной в жертву идолу. Для того, кто считал, что идол – это нечто несуществующее, не было ничего страшного в том, чтобы съесть это мясо: подумаешь, посвящено идолу, какой-то фантазии! А кто-то считал, что нельзя его есть, потому что этим можно осквернить себя. Те, кто спокойно ели это мясо, назывались сильными совестью, а те, кто боялись, назывались немощными совестью. Прочитаем 1-й и 2-й стихи 14-й главы, чтобы прочувствовать контекст:

1. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

(Рим. 14, 1 – 2)

Дальше идет тоже очень интересный отрывок, который читается в преддверии Великого поста. Тема идоложертвенного мяса воспринимается Церковью как параллельная с темой поста. Как раньше люди ели или не ели идоложертвенное мясо, так и в пост: кто-то постится очень строго, кто-то менее. Таких, кто совсем не постится, наверное, нет, каждый пытается как-то воздерживаться во время поста, тем более Великого. Тем не менее речь идет о том, что ни те, ни другие не должны превозноситься, укорять друг друга, то есть должны находить какой-то баланс и покрывать свои различия любовью.

Об этом же говорится в сегодняшнем отрывке, начиная с 6-го стиха:

6. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Действительно, в христианской Церкви и тогда было, и сейчас есть много разных людей: немощных совестью, сильных совестью, с разным уровнем образования, воспитания, социальной принадлежности и мировоззрений. Сейчас люди, наверное, еще более отличаются друг от друга, потому что раньше все воспитывались в традиционной культуре, а сейчас что ни человек, то индивидуум, что-то неповторимое, уникальное. Столько возможностей у человека чем-то увлекаться, формировать свое уникальное мировосприятие.

Дай Бог, чтобы все-таки отрыв Церкви от общества был преодолен и в Церковь пришли новые христиане. Надо понимать, что это будет еще более «разношерстный» состав, и проблемы относительно того, какие мы разные, могут даже в каком-то смысле усугубиться, встать более остро, чем тогда. Например, когда какой-то пожилой человек входит в церковь, он четко знает, что можно делать только так, так и так. И вдруг заходит какой-нибудь молодой человек с оригинальной прической, серьгой в ухе, татуировкой, в какой-то эксцентричной одежде, и, конечно, возникает культурное противоречие. Но нельзя оттолкнуть человека, ведь, может быть, несмотря на свой оригинальный внешний вид, он действительно тянется к Богу и хочет прийти ко Христу. Если это случится, человек потом почитает апостола Павла, поразмышляет на эту тему, возрастет в любви и перестанет, может быть, надевать такую одежду или вести себя так, чтобы это шокировало тех, кто уже давно в Церкви. Тут все должно быть по принципу принятия, милосердия и любви.

Как раз в этом 6-м стихе апостол Павел пишет об этих разных категориях. Он пишет очень обобщенно, потому что в наше время об этих категориях могли бы писать гораздо более подробно. А он говорит в первую очередь вот о чем: Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Различает дни тот, кто считает, что есть будние дни, когда человек работает и посвящает время себе, а потом наступает день, который нужно посвятить Богу, – день покоя, когда нельзя ничего делать, трудиться. У иудеев это шаббат, день субботний, а христиане таким образом почитают день воскресный. У нас он считается седьмым, хотя с точки зрения церковного календаря воскресенье не последний, а первый день недели или символический восьмой «день вечности», через который вечность открывает нам врата. Кто-то считает, что, если брать современные реалии, пять дней надо работать, в шестой заниматься домашними делами, а в воскресенье ходить в храм, посвящать этот день Богу. Человек живет в таком ритме, у него идет различение дней, и в этом может быть определенный минус: кроме воскресенья и каких-то больших праздников, он не дает проникать в свою жизнь присутствию Господа. Получается, что это различение как будто означает: здесь моя жизнь, а здесь – Божия; здесь моя личная жизнь, а там моя религиозная жизнь. Апостол Павел говорит: Кто различает дни, для Господа различает, но все-таки если воскресный день человек выделяет для Господа, это уже тоже хорошо, значит, он хотя бы что-то выделяет, для того чтобы помолиться и побыть с Богом.

Кто не различает дней, для Господа не различает. Есть люди, которые внутренне дошли до того, что вся их жизнь, даже личная, должна проходить пред Богом: праздник или будни – все для Господа. Поэтому, как и заповедовал Господь, не в Иерусалиме, не на какой-то горе, не в каком-то месте они будут поклоняться, а в Духе и в истине, то есть каждую минуту и секунду. Есть и те, кто до этого еще не дорос, но по крайней мере выделяет для Бога какое-то время, и как некий этап это тоже неплохо. Поэтому Павел и говорит, что нужно снисходительно относиться друг к другу.

И так же с едой: Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Главное, чтобы все было едино, чтобы все смотрели друг на друга глазами любви и со снисхождением.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать