Читаем Апостол. 2 января. О чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает

2 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 1, ст. 3–6.

 

3. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,

4. услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,

5. в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,

6. которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине.

(Кол. 1, 3–6)

 

Небольшой отрывок, дорогие братья и сестры, предлагает нам сегодня Святая Церковь. Это самое начало Послания апостола Павла к Колоссянам. Его мы с вами уже практически целиком читали ранее, но сегодня суббота, и, как всегда, мы вместе с церковным календарем переносимся немного назад, к прежде прочитанным посланиям.

Отрывок начинается с 3-го стиха, который является одновременно окончанием постскриптума и началом проэмия. Напомню, что любое послание, как правило, написано по формуляру, то есть некому шаблону. У античного послания был свой формуляр, его в общем соблюдает и апостол Павел. Мы видим, что 1-й, 2-й и часть 3-го стиха являются первой частью послания, согласно формуляру называемой прескриптумом, то есть предписанием (то, что стоит перед письмом, перед самим посланием). В 1-м стихе говорится, кто пишет, во 2-м – кому пишет, и в начале 3-го стиха – благопожелание.

Как всегда, апостол Павел облекает привычное благопожелание в христианские формулировки. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Практически всегда в посланиях апостола Павла мы видим благопожелание, где упоминается благодать – ключевое понятие Нового Завета и посланий апостола Павла. Благодать – это благой дар Бога Отца во Христе Иисусе; Сам Иисус Христос есть Благодать, Благой Дар Бога Отца. Мир – понятие еще из Ветхого Завета (по-еврейски «шалом»), которое означало мир не просто как отсутствие войны, а полноту благ, спасение. Павел желает адресату получить это от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Далее, согласно формуляру, начинается вторая часть послания, которая называется проэмий. В нем всегда содержится благодарность за адресата, в античных посланиях это благодарение адресата. В восточных текстах часто можно видеть воссылание похвал языческим богам, просьбу помиловать адресата, дать ему различные блага, благоденствие, богатства. Даже устно обращаясь к человеку, говорили: «Да благословят тебя боги, да даст тебе такой-то бог мира, радости, прославит тебя» и так далее. Такая форма была достаточно типичной для древнего мира, а апостол Павел ее христианизирует. Он благодарит всегда, конечно же, Бога Отца и Иисуса Христа – Того же Господа Бога и Его Сына, о Которых мы читаем в прескриптуме, в начале 3-го стиха. Бог Отец – Отец Иисуса Христа и во Христе Отец всех нас, верующих.

Услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Здесь мы видим красивое, длинное благодарение, которое даже не заканчивается в 6-м стихе, а продолжается по 8-й стих включительно. Мы помним, что Послания к Ефесянам, к Колоссянам написаны несколько в ином стиле, чем фундаментальные послания Павла, здесь очень много длинных предложений, лексически насыщенных и красивых.

Апостол Павел говорит о слове благовествования. В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, то есть в том слове Божием, которое апостолы несли людям. Это слово Божие пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Слово Божие, благовествование приносит плод и возрастает. Мы уже немного об этом говорили, и здесь апостол Павел также обозначает эту мысль. Слово Божие, слово проповеди приносит плод, созидает, творит новую реальность. Бог изначально сотворил мир одним Своим словом, сказал: «Да будет свет» – и появился свет. Слово Божие – одновременно сила Божия. Еврейское понятие «давар» одновременно переводится и как «слово», и как «действие». Божие слово никогда не расходится с Божиим действием, Бог сказал – и случилось.

Здесь речь идет о том, что слово Божие, которое пришло через Иисуса Христа – слово благовествования, христианской проповеди – тоже неотделимо от силы Божией, энергии Божией, действия Божия. Поэтому, конечно, это слово приносит плод и возрастает, оно творит новую реальность вместе с Христом. С новым словом Божиим, произнесенным во Христе, приходит и новая реальность, новое творение. Всякий, кто становится причастным к слову Божиему, произнесенному через Христа Иисуса, становится новым творением. Об этом мы с вами неоднократно читали, в том числе в других посланиях апостола Павла. Например, в Послании к Галатам сказано, что во Христе Иисусе не имеет значения ни обрезание, ни необрезание, а новое творение: стал ли человек во Христе Иисусе новым творением, услышал ли слово Божие, подготовил ли свое сердце, как почву, чтобы слово Божие смогло принести какой-то плод на этой почве.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать