Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 1, ст. 3–6.
3. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
4. услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
5. в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,
6. которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине.
(Кол. 1, 3–6)
Небольшой отрывок, дорогие братья и сестры, предлагает нам сегодня Святая Церковь. Это самое начало Послания апостола Павла к Колоссянам. Его мы с вами уже практически целиком читали ранее, но сегодня суббота, и, как всегда, мы вместе с церковным календарем переносимся немного назад, к прежде прочитанным посланиям.
Отрывок начинается с 3-го стиха, который является одновременно окончанием постскриптума и началом проэмия. Напомню, что любое послание, как правило, написано по формуляру, то есть некому шаблону. У античного послания был свой формуляр, его в общем соблюдает и апостол Павел. Мы видим, что 1-й, 2-й и часть 3-го стиха являются первой частью послания, согласно формуляру называемой прескриптумом, то есть предписанием (то, что стоит перед письмом, перед самим посланием). В 1-м стихе говорится, кто пишет, во 2-м – кому пишет, и в начале 3-го стиха – благопожелание.
Как всегда, апостол Павел облекает привычное благопожелание в христианские формулировки. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Практически всегда в посланиях апостола Павла мы видим благопожелание, где упоминается благодать – ключевое понятие Нового Завета и посланий апостола Павла. Благодать – это благой дар Бога Отца во Христе Иисусе; Сам Иисус Христос есть Благодать, Благой Дар Бога Отца. Мир – понятие еще из Ветхого Завета (по-еврейски «шалом»), которое означало мир не просто как отсутствие войны, а полноту благ, спасение. Павел желает адресату получить это от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Далее, согласно формуляру, начинается вторая часть послания, которая называется проэмий. В нем всегда содержится благодарность за адресата, в античных посланиях это благодарение адресата. В восточных текстах часто можно видеть воссылание похвал языческим богам, просьбу помиловать адресата, дать ему различные блага, благоденствие, богатства. Даже устно обращаясь к человеку, говорили: «Да благословят тебя боги, да даст тебе такой-то бог мира, радости, прославит тебя» и так далее. Такая форма была достаточно типичной для древнего мира, а апостол Павел ее христианизирует. Он благодарит всегда, конечно же, Бога Отца и Иисуса Христа – Того же Господа Бога и Его Сына, о Которых мы читаем в прескриптуме, в начале 3-го стиха. Бог Отец – Отец Иисуса Христа и во Христе Отец всех нас, верующих.
Услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Здесь мы видим красивое, длинное благодарение, которое даже не заканчивается в 6-м стихе, а продолжается по 8-й стих включительно. Мы помним, что Послания к Ефесянам, к Колоссянам написаны несколько в ином стиле, чем фундаментальные послания Павла, здесь очень много длинных предложений, лексически насыщенных и красивых.
Апостол Павел говорит о слове благовествования. В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, то есть в том слове Божием, которое апостолы несли людям. Это слово Божие пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Слово Божие, благовествование приносит плод и возрастает. Мы уже немного об этом говорили, и здесь апостол Павел также обозначает эту мысль. Слово Божие, слово проповеди приносит плод, созидает, творит новую реальность. Бог изначально сотворил мир одним Своим словом, сказал: «Да будет свет» – и появился свет. Слово Божие – одновременно сила Божия. Еврейское понятие «давар» одновременно переводится и как «слово», и как «действие». Божие слово никогда не расходится с Божиим действием, Бог сказал – и случилось.
Здесь речь идет о том, что слово Божие, которое пришло через Иисуса Христа – слово благовествования, христианской проповеди – тоже неотделимо от силы Божией, энергии Божией, действия Божия. Поэтому, конечно, это слово приносит плод и возрастает, оно творит новую реальность вместе с Христом. С новым словом Божиим, произнесенным во Христе, приходит и новая реальность, новое творение. Всякий, кто становится причастным к слову Божиему, произнесенному через Христа Иисуса, становится новым творением. Об этом мы с вами неоднократно читали, в том числе в других посланиях апостола Павла. Например, в Послании к Галатам сказано, что во Христе Иисусе не имеет значения ни обрезание, ни необрезание, а новое творение: стал ли человек во Христе Иисусе новым творением, услышал ли слово Божие, подготовил ли свое сердце, как почву, чтобы слово Божие смогло принести какой-то плод на этой почве.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!