Читаем Апостол. 2 ноября. Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа

2 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 1, ст. 1–5.

 

1. Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

2. Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,

3. непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,

4. зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;

5. потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.

(1 Фес. 1, 1-5)

 

Сегодня мы начинаем читать Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам. Это очень интересное и важное послание. Согласно утвердившемуся мнению многих библеистов, Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам является самым ранним из его посланий и вместе с тем самым ранним произведением всего Нового Завета, написано оно примерно в середине 50-х годов. Поэтому в этом послании, несмотря на то, что оно достаточно небольшое, мы видим отражение той веры, которая была свойственна самым ранним христианам. Также мы сталкиваемся с большим количеством различных терминов, типично христианских слов. Даже прочитав первые пять стихов, можно было бы посвятить им две-три беседы. Но поскольку время у нас ограничено и каждая беседа посвящена конкретному отрывку, здесь хотелось бы сказать о следующем.

Во-первых, при его написании апостол Павел, как всегда, следует античному формуляру и сначала пишет прескриптум, приветствие: Павел и Силуан и Тимофей - кто пишет, церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе - кому оно адресовано, и традиционное пожелание: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа .

Мы видим, что Павел называет себя здесь только по имени. Если вспомнить Послания к Галатам, к Коринфянам, там апостол много пишет про себя, обозначая, что он действительно избранник Божий, а если он пишет из уз, из темницы, то называет себя узником во Христе , подкрепляя свой апостольский авторитет. Здесь этого не требуется, потому что его отношения с церковью Фессалоник были чрезвычайно добрыми, светлыми и никто не пытался подвергать сомнению авторитет апостола.

Наверное, по степени близости и теплоты отношения Павла и Фессалоникийской церкви можно сравнить разве что с его отношениями с Филиппийской церковью. Мы с вами читали Послание апостола Павла к Филиппийцам и помним, что оно пронизано большой любовью к адресату, несмотря на то, что писалось из заключения. Так как сегодняшнее послание было написано самым первым, речь о заключении здесь еще не идет, а написано оно, скорее всего, из Коринфа, столицы провинции Ахайя. Фессалоники - столица римской провинции Македонии. Итак это две соседствующие провинции, и из столицы одной апостол Павел пишет в столицу другой.

Сразу после приветствия идет благодарение, молитва за адресата : Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших .

Чрезвычайно интересен следующий 3-й стих, который дает нам понятие о ключевых христианских добродетелях: непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим . Не только здесь, но и, например в Послании к Коринфянам, речь идет о вере, надежде и любви. Хотя в данном отрывке мы видим слово упование вместо «надежда», это одно и то же греческое слово. По-гречески «вера» - пистис , «надежда» - элпис и «любовь» (именно та христианская любовь, которая проповедуется в Новом Завете) - агапи . Это три добродетели, о которых будет правильно сказать, что не человек вырабатывает или проявляет их собственными усилиями, а это, скорее, важнейшие дары Духа Святаго.

Когда человек становится верующим, его сердца касается Дух Святой. Не бывает так, чтобы человек заставил себя быть верующим. Как бы мы ни хотели, проповедуя, убедить себя или кого-то другого, мы должны четко понимать, что мы сеем слово и надеемся, что когда-то оно даст какие-то плоды. Но ничего не случится, пока человек достаточно не откроется действию Духа Святого. Когда Дух Святой коснется сердца человека, тогда человек станет верующим, доверяющим Богу: это дар Святого Духа. Также надежда и также любовь, не биологическая любовь мужчины и женщины, родителей и детей, а именно христианская любовь. Хотя это дело Духа Святого, человек, которого коснулась его благодать, призван ответить на эти дары и плоды определенными действиями, определенным внутренним состоянием, мировосприятием и всем своим жизненным путем. Человек уже должен идти по жизни не так как раньше, когда благодать Святого Духа еще не касалась его сердца, а уже как новое творение. Помним, как сказано у апостола Павла в Послании к Галатам: «во Христе вы уже новое творение».

Здесь апостол Павел конкретно пишет, что на веру - то, качество, которое мы называем верой и доверием к Богу, - человек призван ответить делом, делом веры. Об этом и написано в 3-м стихе: непрестанно памятуя ваше дело веры . В данном случае слово дело - вполне «технический» термин. Вспомним евангельские слова жатвы много, а делателей мало . Делатели - это проповедники, евангелисты, те которые проповедуют Евангелие. Когда человека касается вера (хотя мы и сказали, что это происходит только под воздействием Духа Святаго), он не должен и не может носить это только в себе, но призван рассказывать об этом, делиться, проповедовать - это и есть дело веры. При этом отдавая себе отчет, что каждый человек поверит, только когда сам соприкоснется с Духом Святым. Тем не менее делиться, рассказывать, проповедовать - это задача христианина, его ответ на тот дар веры, который он приобретает, соприкасаясь с Духом Святым.

Чем человек отвечает на любовь? Здесь сказано, что отвечает он трудом любви , это тоже вполне «технический» термин: речь идет о милосердии, о благотворительности. То есть когда сердца человека коснулась любовь, он понимает, что призван любить всякого человека, и ближнего, и дальнего и показать это в первую очередь на деле: быть милосердным, помогать, заботиться, в частности помогать материально. Мы помним, что языческие церкви материально поддерживали церковь Иерусалимскую. Эту поддержку апостол Павел очень часто и называет трудом любви , то есть благотворительностью, милосердием, сострадательностью. А на упование и надежду христианин призван ответить терпением. Возможно, слово терпение не совсем точный перевод греческого слова, которое было бы правильнее перевести как стойкость, непоколебимость . То есть некая непоколебимая приверженность и верность этой надежде. Надежда с точки зрения греческого языка - это не некая гипотетическая возможность, надеждой в греческом языке называлась твердая уверенность. То есть христианин твердо уверен, что все случится по воле Божией и в конце концов все закончится так, как хочет Бог, как Он мыслит об этом мире и человеке. Зная об этой надежде и этой твердой уверенности, человек призван быть непоколебимым, то есть быть христианином, который соприкоснулся с благодатью Святого Духа. Так, наверное, нам следует понимать эти три понятия: дело веры, труд любви, терпение и упование.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем для нас великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь.

Иерей Михаил Ромадов

1. Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

2. Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,

3. непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,

4. зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;

5. потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.

(1 Фес. 1, 1-5)

 

Сегодня мы начинаем читать Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам. Это очень интересное и важное послание. Согласно утвердившемуся мнению многих библеистов, Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам является самым ранним из его посланий и вместе с тем самым ранним произведением всего Нового Завета, написано оно примерно в середине 50-х годов. Поэтому в этом послании, несмотря на то, что оно достаточно небольшое, мы видим отражение той веры, которая была свойственна самым ранним христианам. Также мы сталкиваемся с большим количеством различных терминов, типично христианских слов. Даже прочитав первые пять стихов, можно было бы посвятить им две-три беседы. Но поскольку время у нас ограничено и каждая беседа посвящена конкретному отрывку, здесь хотелось бы сказать о следующем.

Во-первых, при его написании апостол Павел, как всегда, следует античному формуляру и сначала пишет прескриптум, приветствие: Павел и Силуан и Тимофей - кто пишет, церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе - кому оно адресовано, и традиционное пожелание: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа .

Мы видим, что Павел называет себя здесь только по имени. Если вспомнить Послания к Галатам, к Коринфянам, там апостол много пишет про себя, обозначая, что он действительно избранник Божий, а если он пишет из уз, из темницы, то называет себя узником во Христе , подкрепляя свой апостольский авторитет. Здесь этого не требуется, потому что его отношения с церковью Фессалоник были чрезвычайно добрыми, светлыми и никто не пытался подвергать сомнению авторитет апостола.

Наверное, по степени близости и теплоты отношения Павла и Фессалоникийской церкви можно сравнить разве что с его отношениями с Филиппийской церковью. Мы с вами читали Послание апостола Павла к Филиппийцам и помним, что оно пронизано большой любовью к адресату, несмотря на то, что писалось из заключения. Так как сегодняшнее послание было написано самым первым, речь о заключении здесь еще не идет, а написано оно, скорее всего, из Коринфа, столицы провинции Ахайя. Фессалоники - столица римской провинции Македонии. Итак это две соседствующие провинции, и из столицы одной апостол Павел пишет в столицу другой.

Сразу после приветствия идет благодарение, молитва за адресата : Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших .

Чрезвычайно интересен следующий 3-й стих, который дает нам понятие о ключевых христианских добродетелях: непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим . Не только здесь, но и, например в Послании к Коринфянам, речь идет о вере, надежде и любви. Хотя в данном отрывке мы видим слово упование вместо «надежда», это одно и то же греческое слово. По-гречески «вера» - пистис , «надежда» - элпис и «любовь» (именно та христианская любовь, которая проповедуется в Новом Завете) - агапи . Это три добродетели, о которых будет правильно сказать, что не человек вырабатывает или проявляет их собственными усилиями, а это, скорее, важнейшие дары Духа Святаго.

Когда человек становится верующим, его сердца касается Дух Святой. Не бывает так, чтобы человек заставил себя быть верующим. Как бы мы ни хотели, проповедуя, убедить себя или кого-то другого, мы должны четко понимать, что мы сеем слово и надеемся, что когда-то оно даст какие-то плоды. Но ничего не случится, пока человек достаточно не откроется действию Духа Святого. Когда Дух Святой коснется сердца человека, тогда человек станет верующим, доверяющим Богу: это дар Святого Духа. Также надежда и также любовь, не биологическая любовь мужчины и женщины, родителей и детей, а именно христианская любовь. Хотя это дело Духа Святого, человек, которого коснулась его благодать, призван ответить на эти дары и плоды определенными действиями, определенным внутренним состоянием, мировосприятием и всем своим жизненным путем. Человек уже должен идти по жизни не так как раньше, когда благодать Святого Духа еще не касалась его сердца, а уже как новое творение. Помним, как сказано у апостола Павла в Послании к Галатам: «во Христе вы уже новое творение».

Здесь апостол Павел конкретно пишет, что на веру - то, качество, которое мы называем верой и доверием к Богу, - человек призван ответить делом, делом веры. Об этом и написано в 3-м стихе: непрестанно памятуя ваше дело веры . В данном случае слово дело - вполне «технический» термин. Вспомним евангельские слова жатвы много, а делателей мало . Делатели - это проповедники, евангелисты, те которые проповедуют Евангелие. Когда человека касается вера (хотя мы и сказали, что это происходит только под воздействием Духа Святаго), он не должен и не может носить это только в себе, но призван рассказывать об этом, делиться, проповедовать - это и есть дело веры. При этом отдавая себе отчет, что каждый человек поверит, только когда сам соприкоснется с Духом Святым. Тем не менее делиться, рассказывать, проповедовать - это задача христианина, его ответ на тот дар веры, который он приобретает, соприкасаясь с Духом Святым.

Чем человек отвечает на любовь? Здесь сказано, что отвечает он трудом любви , это тоже вполне «технический» термин: речь идет о милосердии, о благотворительности. То есть когда сердца человека коснулась любовь, он понимает, что призван любить всякого человека, и ближнего, и дальнего и показать это в первую очередь на деле: быть милосердным, помогать, заботиться, в частности помогать материально. Мы помним, что языческие церкви материально поддерживали церковь Иерусалимскую. Эту поддержку апостол Павел очень часто и называет трудом любви , то есть благотворительностью, милосердием, сострадательностью. А на упование и надежду христианин призван ответить терпением. Возможно, слово терпение не совсем точный перевод греческого слова, которое было бы правильнее перевести как стойкость, непоколебимость . То есть некая непоколебимая приверженность и верность этой надежде. Надежда с точки зрения греческого языка - это не некая гипотетическая возможность, надеждой в греческом языке называлась твердая уверенность. То есть христианин твердо уверен, что все случится по воле Божией и в конце концов все закончится так, как хочет Бог, как Он мыслит об этом мире и человеке. Зная об этой надежде и этой твердой уверенности, человек призван быть непоколебимым, то есть быть христианином, который соприкоснулся с благодатью Святого Духа. Так, наверное, нам следует понимать эти три понятия: дело веры, труд любви, терпение и упование.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем для нас великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь.

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать