Читаем Апостол. 2 мая. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа

2 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 8, ст. 5–17. 

5Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8И была радость великая в том городе.

9Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.           

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем читать книгу «Деяний святых апостолов», очень интересную по своему книгу, где, в основном, рассказывается о деятельности апостолов. Книга так и называется – «Деяния» - то есть некие действия, некие их передвижения, миссионерские путешествия и т.д. Но пока еще до путешествий мы не дошли. В основном ведь путешествовал апостол Павел. А пока мы с вами видим, что Павел, который именуется в начале главы Савлом (здесь этот отрывок вначале пропущен), одобрял избиение архидиакона Стефана. Поэтому речь о Павле, как об апостоле, пойдет еще впереди. Пока автор книги «Деяний», после того как описал мученическую кончину Стефана, переходит к деятельности другого  из семи диаконов, а именно -  Филиппа.

И вот Филипп, как сказано, «пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа». Так, потихоньку, христианство из Иудеи начинает распространяться по окрестностям. Вы помните самый первый отрывок из книги «Деяний», который читается в праздник Святой Пасхи. Там есть повеление Господа, чтобы «апостолы шли, проповедовали и были свидетелями Христа во Иудее и Самарии и даже до края земли». Самария как раз упомянута отдельно сразу после Иудеи, а потом уже вся остальная населенная земля, весь языческий мир. И здесь, действительно, поскольку Самария находилась в непосредственной близости к Иудее, о ней в начале и идет речь. «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе».

Итак, мы видим, что Господь дает возможность и диаконам (в частности, диакону Филиппу) творить многие чудеса и знамения. Но опять встает вопрос  - всегда ли чудеса и знамения являются главным показателем истинности? И тут же мы с вами прочтем ответ о том, что не все так однозначно. Итак, дальше 9-й стих: «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями».  Речь идет о том, что некий Симон, которого даже называли «великая Сила Божия», изумлял народ своими волхованиями. Что именно он вытворял, мы не знаем. Хотя, если читать толкования, то там мы сможем обратить внимание на то, что этот Симон являлся героем некоторых ранних христианских апокрифов, потому как, действительно, ходили легенды о том, какие чудеса он может творить: и по воздуху передвигаться, и что-то еще в этом духе; что-то невероятное и изумительное. Условно говоря, апостолу диакон Филипп был, так сказать, конкурентом, потому что он такие великие чудеса показывает, а вот пришел Филипп  и именем Христовым, здесь сказано, исцеляет, изгоняет нечистых духов. Конечно, Симон заинтересовался, что к чему.

Итак, мы видим, что, действительно, чудеса и знамения совершают самые разные люди даже на страницах Библии. Не только христиане именем Христовым, но и есть какие-то чародеи, волхвы, которые также изумляют людей различными знамениями. Об этом, помните, было написано в книге «Апокалипсис», которую мы не так давно читали, что жрецы культа кесаря все будут делать для того, чтобы производить некоторые чудеса, чтобы статуи кесаря сами говорили, сами двигались или, может быть, даже кровоточили, чтобы из глаз у них кровь текла или вода. Действительно, были какие-то способы демонстрировать все эти знамения. Но, кроме того, люди в те времена, слыша о каком-то видении, знамении, чуде, часто не относились к этому так критично, как, скажем, относится современный человек, человек после эпохи Просвещения, после эпохи зарождения науки. Конечно, мы знаем, что достаточно еще людей, которые могут поверить в чудеса, хоть в христианские, хоть даже и не в христианские, но все-таки, в целом, скепсис и критический подход нашего, современного человека (по крайней мере, европейца и, конечно, русского человека) стал более серьезным. Более критично современный человек подходит  к любым известиям о каких-то явлениях, знамениях и чудесах. Но, конечно, для верующих людей знамения и чудеса всегда были, есть и будут. Вопрос только в том, что, исходя даже из этого рассказа, нужно понимать, что их источник может быть различным. И поэтому не всегда нужно делать чудеса главным критерием истинности того или иного явления. Об этом я уже сказал вначале, просто немного побольше мы сейчас с вами об этом поговорили.

Дальше 12-й стих: «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго». Итак, мы видим здесь, в этом отрывке достаточно четкое отделение крещение во Имя Господа Иисуса и ниспосылание, принятие Духа Святаго. Люди крестились (Филипп мог это сделать -  покрестить), но Духа Святаго он им не дал, не смог помолиться, возложить руки, чтобы люди приняли Духа Святаго.  Поэтому апостолы пришли из Иерусалима и восполнили дело Филиппа. Мы с вами знаем, что в современной практике церкви так же, хотя и совершается все в одно и то же время (люди приходят и говорят: «Мы хотим покреститься»  или «Покрестите ребенка»), конечно, мало кто знает, что вместе с крещением совершается и миропомазание. Церковные люди знают. А те, кто крестят, будучи не совсем церковными людьми, сильно не вникают, но, на самом деле, это два таинства различных, объединенных в одно – крещение и миропомазание. Крещение – во Имя Христа, как рождение для новой жизни,  и помазание миром – как ниспосылание дара Духа Святаго.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать