Читаем Апостол. 2 мая. И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

2 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 1, ст. 12–17, 21–26.

 

12. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

13. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.

14. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.

15. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал

16. было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;

17. он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего…

21. …Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,

22. начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

23. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;

24. и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

25. принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

26. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

(Деян. 1, 12 – 17, 21 – 26)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами прочитали о событиях, произошедших непосредственно после Вознесения Господа.

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. Действительно, Елеон считается горой Вознесения. Слово έλεος [э́леос] обозначает одновременно «милость» (отсюда Κύριε, ἐλέησον [Ки́рие, эле́йсон] или Господи, помилуй) и «елей», то есть масло, поэтому гору Елеон называют еще Масличной горой. Она находилась близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути . Субботний путь – это путь, который законом дозволялось проходить в субботу, то есть около одного километра. В Евангелии от Луки сказано, что когда Господь возносился, Он низвел Своих учеников до Вифании, но здесь нет противоречия, поскольку «до Вифании» могло означать «по направлению к Вифании» (сама Вифания находилась дальше от Иерусалима, чем гора Елеон).

Здесь также перечисляются те, кто был тогда: одиннадцать апостолов, то есть все за исключением Иуды. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. Там были некоторые женщины, которые служили Господу при Его жизни, кто-то из так называемых жен-мироносиц, и Сама Матерь Иисуса Мария.

Далее выступает Петр, как человек с особым дерзновением. Мы помним, что в Евангелии Петр часто показывается как самый смелый из апостолов, и, даже несмотря на его падение, Господь возвращает его в число апостолов. В конце Евангелия от Иоанна происходит знаменитый разговор между Господом и апостолом Петром, после которого Петр возвращается в лоно апостолов и продолжает свое служение с дерзновением, которое было ему присуще в период земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Итак, Петр встает и говорит: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего. Иуда был сопричислен к апостолам, и это было предречено Духом Святым, но также Дух Святой предрек и то, что Иуда отпадет и будет предателем. Получается, все, что произошло с Иудой, в каком-то смысле вполне укладывается в Промысл Божий, не противоречит замыслу Божию как о Сыне Его Иисусе Христе, так и об учениках. То есть Духу Святому было видно, что один из учеников падет, но не в том плане, что Иуда сделал это не по своей волей воле, что ему было предопределено. Такого понятия, как предопределение нет в христианском богословии. Однако Дух Святой мог изначально предречь это, поскольку Он, как третья ипостась Бога, ведает и будущее, и настоящее, и прошлое, поэтому все возможно предречь для Духа Святого.

Апостол Петр предлагает выбрать другого человека вместо погибшего Иуды. Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. Апостол Петр говорит, что это должен быть человек, который тоже был рядом с Иисусом, из числа семидесяти апостолов или других достойных людей, знавших Иисуса и бывших свидетелями Воскресения Господня.

И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. Сначала апостолы выбрали двух кандидатов, потом кинули жребий. Встает вопрос: действительно ли эта система выбора универсальна и всегда должна быть воспроизводима или же она была актуальна только на тот момент? Святитель Иоанн Златоуст пишет, что апостолы не могли полностью полагаться на себя и принимать решения собственной волей, потому что еще не были просвещены Духом Святым, поэтому, чувствуя свое недостоинство, они просто выбрали кандидатов, а окончательный выбор доверили жребию. Из этой мысли Иоанна Златоуста выходит, что после просвещения апостолов Духом Святым они могли находить опору для принятия решений уже в самих себе, в том Духе Святом, Которым был им дарован.

Таким образом, вопрос о том, хорошо ли христианину принимать решения посредством кидания жребия – неоднозначный. В частности, этот вопрос был связан с избранием Первосвятителя, Предстоятеля Церкви. Мы помним, что во время собора 1917 года было избрано три кандидата, потом был брошен жребий, который пал на будущего святителя Тихона. В нынешнее время избрание Предстоятеля Русской Церкви происходит посредством выборов, и тот, кто оказывается набравшим наибольшее количество голосов, избирается Святейшим Патриархом. Таким образом, эта система исключает момент жребия. Об этом ведутся споры, но так или иначе, мнение Иоанна Златоуста говорит о том, что бросание жребия было больше актуально в тот момент, когда Дух Святой еще не сошел на апостолов.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать