Читаем Апостол. 2 марта. Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам

2 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание Иоанна. Глава 3, ст. 21–24; глава 4, ст. 1–6.

 

3:21. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,

3:22. и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.

3:23. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.

3:24. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.

4:1. Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

4:2. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;

4:3. а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

4:4. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.

4:5. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.

4:6. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.

(1 Ин. 3, 21 – 4, 6)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем чтение соборного Послания апостола Иоанна Богослова, «апостола любви». Действительно, как мы видим, в начале этого отрывка продолжается тема любви. Апостол Иоанн Богослов уделяет очень много внимания этому аспекту христианской веры и жизни.

Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. Очень интересные слова: если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу. Человек, живущий в общении со Христом, в котором действует Дух Святой, по мысли апостола Павла (одна из главных идей его посланий – водимость Духом Святым), имеет в сердце своем Божественный «голос», Божественную «подсказку». Дух Святой – это наш Божественный «адвокат», и Он, выражаясь метафорически, произносит у нас в сердцах словеса. Иногда даже говорят: слушай голос сердца. Если мы идем путем сердца, то оно нас не осуждает; если мы идем против голоса сердца, голоса Духа Святого, то можем почувствовать внутри осуждение.

Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, то есть когда мы стараемся идти предназначенным нам путем, выполняем волю Божию о нас, то имеем особое дерзновение к Богу, прозрачные, искренние, чистые отношения с Ним. Возможно, со стороны люди не всегда могут увидеть такое состояние человека, потому что отношения человека и Бога – это что-то очень глубокое, интимное, личное. Важно то, что происходит на этом глубоком сердечном уровне, о чем мы всегда говорим и отчасти говорили на прошлой беседе. Человек, живущий категориями мира сего, хочет иметь благорасположение людей, даже порой религиозного социума, то есть положительной оценки церковного общества. То, что происходит у человека в глубине его сердца – встречается ли он там с Богом или не дает себе с Ним встретиться, невозможно увидеть со стороны. Здесь человек должен быть сам к себе очень внимателен, не опираться на какие-то шаблоны, а просить Бога, чтобы Он дал ему эту встречу, уникальный ответ, который есть у Бога для каждого человека.

А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. В 23-м стихе апостол Иоанн Богослов вновь напоминает нам, какая заповедь в христианстве является самой основной, пронизывает всю жизнь христианина – чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.

Что значит веровать во имя Сына Его Иисуса Христа? Мы часто думаем, что веровать – это что-то теоретическое. Однажды мы разбирали мнения апостола Иакова и апостола Павла о том, что такое вера. У апостола Павла вера – это жизненная позиция, экзис тенциальная (от латинского слова exsistentia – существование), и, конечно, жизненная позиция веры всегда влечет за собой позицию любви. Когда мы говорим о том, что веруем в Иисуса Христа, Сына Божия, предполагается наша попытка стяжать это состояние и стать «христом по благодати», «богом по благодати». Мы часто вспоминаем эту мысль, она красной нитью проходит через многие творения святых отцов: Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал «богом». Поэтому веровать во имя Иисуса Христа – значит веровать в то, что человек способен пройти этот путь во Христе Иисусе, что он, как говорится в Послании к Галатам апостола Павла, «не раб, но наследник» (об этом отрывке мы говорили в праздник Рождества Христова).

Веровать в Иисуса Христа – значит знать, что Бог не господин-деспот, не тиран; Он наш Отец, а мы Его возлюбленные дети. Вот что принес в нашу жизнь Иисус Христос, и эта идея должна прочно поселиться в голове христианина, тем самым открыть ему некую динамическую позицию, потому что позиция сына всегда динамична. Мы, как дети, можем расти, взрослеть, достигать уровня наших родителей, а если мы рабы, то мы никогда никуда вырасти не сможем. Поэтому если христианин до сих пор является носителем рабского сознания, не проникся всем своим существом той мыслью, что во Христе Иисусе мы дети любящего Отца, то в каком-то смысле можно сказать, что его вера в Иисуса Христа слаба и ущербна. Можно говорить: «Я верю в Иисуса Христа», но вести себя все еще как раб, а не как сын в том контексте, о котором говорит апостол Павел. Напоминаю, что есть религиозное понятие «раб Божий», «служитель Божий» – так называли царей, пророков, и это совсем другая история. Мы берем именно контекст Послания апостола Павла к Галатам, где он говорит о социальных понятиях раба и сына, о том, что в социальном контексте христианин уже ни в коем случае не раб, а именно сын.

Мы должны правильно понимать этот контекст и не смешивать религиозное понятие раба Божия и понятие, которое имел в виду апостол Павел, настаивая на том, что ни о каком рабстве речь идти не может, поскольку во Христе Иисусе мы стали детьми. Повторю: Бог – любящий Отец, а мы – возлюбленные дети, и это никуда уже денется. Да, мы можем быть непослушными, нерадивыми детьми, но если мы во Христе, мы всегда останемся детьми, мы уже не станем вновь рабами. Эта мысль порождает в нас великую радость и великое желание делиться этой радостью, этой вестью с окружающими. Истинная, глубокая, живая вера неизбежно породит в человеке радость, благодарение и любовь. Это будет то, что апостол Павел в Послании к Галатам называет верой, действующей любовью. По сравнению одного библеиста, если в человеке есть живая вера, то как вместе с солнцем приходит тепло и свет, так вместе с этой верой естественным образом в жизнь человека придет любовь.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать