Читаем Апостол. 2 июня. Они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

2 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 14, ст. 20–27.

 

20. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.

21. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,

22. утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

24. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,

25. и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;

26. а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.

27. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

(Деян. 14, 20–27)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем путешествовать вместе с апостолами. Однако, как я уже говорил, отрывки расположены неудачно с точки зрения последовательности. Например, в прошлый раз мы закончили на 24-м стихе 13-й главы, а сегодня перенеслись на 20-й стих 14-й главы. Во-первых, мы не дослушали речь апостола Павла, которую он произносил в Антиохии Писидийской, и, кроме того, упускаем начало 14-й главы.

До 20-го стиха речь идет о том, как апостол Павел и апостол Варнава пребывали в городе Листре и в конце концов оттуда были тоже вынуждены удалиться. Прочитаем 19-й стих, предшествующий 20-му: из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Вот как неудачно закончилась проповедь. Возможно, она была удачной с той точки зрения, что были посеяны семена христианства, но самому апостолу Павлу пришлось вытерпеть тяжелые страдания и муки: такое избиение камнями, что народ даже посчитал его скончавшимся. Если мы прочитаем начало 14-й главы, то увидим, что сначала жители города Листры, наоборот, хотели принести жертвы Павлу и Варнаве, как богам, за которых их приняли, а закончилось все тем, что Павла чуть ли не забили камнями до смерти.

Несмотря на такое происшествие и состояние, когда Павел, что называется, чуть не отдал Богу душу, он продолжает свой миссионерский путь. Это уже 20-й стих, начало сегодняшнего отрывка:

20. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.

21. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,

22. утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

Смотрите, какая смелость, какое мужество, какая самоотверженность! Апостол Павел в своем миссионерском порыве действительно забывал о себе, о собственном благополучии, собственной безопасности. Идя в Дервию и проповедовав там, он не стал возвращаться какой-то другой дорогой, но пошел через те же города (Листру, Иконию, Антиохию), то есть и Листру не обошел стороной, но пришел туда и утверждал людей, ставших учениками Христа благодаря его проповеди. При этом он не испугался гнева толпы, которая некоторое время назад чуть не забила его камнями до смерти. Действительно, Павел был великий апостол, великий миссионер, видевший единственной целью своей жизни как можно большее распространение благой христианской вести.

В 22-м стихе сказано, что надлежит многими скорбями войти в Царство Божие. Вот о чем везде говорит Павел, и говорит об этом из собственного опыта. Наверное, это было всегда, но во времена распространения христианства это было особенно очевидно. Напомню, что скорбь – это в первую очередь внешнее давление, притеснение, и, конечно, в те времена христианину было очень трудно сохранить верность Христу и войти в Царство Божие, не претерпевая скорбей как внешних притеснений. Безусловно, они есть во все времена, может быть, не такие внешние, физические или административные, но, чтобы быть христианином, всегда приходится быть в чем-то гонимым, отверженным, непонимаемым. Поэтому наставление Павла актуально во все времена существования Церкви Христовой.

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Уже в самой ранней церковной практике мы видим, как апостолы, будучи людьми, постоянно перемещающимися, проповедующими в разных местах, оставляли в конкретных городах и общинах своих «заместителей», продолжателей своего дела – пресвитеров.

Напомню, что слово πρεσβύτερος [пресви́терос] означает «старейшина, первый среди равных». Нужно понимать, что это слово по своему содержанию принципиально отличается от другого греческого слова ιερέας [иере́ас], которое переводится у нас как «священник». В наше время стало уже привычным, что мы, священнослужители, называемся словами «иерей», «протоиерей», «священник», «священнослужитель», но эти термины были более характерны (особенно в раннем христианстве) для иудейских священников и первосвященников либо для священников, мистагогов языческой культуры. Чтобы выделить себя из иудейской и языческой среды, христиане использовали слово «пресвитерос» или «старейшина». «Священник» или «иереас» воспринимался людьми как человек, «слепленный из другого теста» или «другого сорта», практически небожитель, а в некоторых культурах как заместитель Бога.

Слово «пресвитер» понималось совсем по-другому: это такой же немощный человек, в ранней Церкви его подчас избирала голосованием сама община. Слово «хиротония», которым мы сейчас называем рукоположение, – это и есть «рукопротягивание», голосование. Пресвитер был таким же человеком, выдвинутым самой общиной и рукоположенным, то есть на него, как и сейчас, сходила благодать Святого Духа, чтобы он мог быть предстоятелем, первым среди равных. Никакой речи не могло идти о том, что он человек иной, небожитель, потому что единственный Священник, Первосвященник – это Христос. Этой теме посвящено все Послание к Евреям: у нас Единственный, Вечный и Непреложный Первосвященник Иисус Христос, а мы, Его служители – пресвитеры, старейшины (не обязательно старые люди) – первые среди равных, предстоятели, возглавители. Обратите внимание, что когда во время Таинства хиротонии епископ читает молитву на рукоположение, он говорит, что диакон рукополагается во пресвитеры, а не во священники, не в иереи. Это очень правильно и отражает раннехристианское понимание.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать