Читаем Апостол. 2 июля. Потому что делами закона не оправдывается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех

2 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 3, ст. 19–26.

 

19. Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,

20. потому что делами закона не оправдывается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.

21. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,

22. правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,

23. потому что все согрешили и лишены славы Божией,

24. получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,

25. которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде

26. во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

(Рим. 3, 19-26)

 

Как всегда очень интересный отрывок из Послания к Римлянам. Поскольку сегодня суббота, мы с вами вернулись к пропущенному некогда отрывку из 3-й главы (хотя дошли уже до 5-й). Так получилось, что мы и вчера говорили о мысли апостола Павла, что человек не спасается законом, а где появляется закон, умножается преступление, и там, где умножается грех, преизобилует благодать (это прочитанные вчера слова из конца 5-й главы). И здесь Павел во многом говорит о том же самом. По сути смысл его «критики» ветхого человечества, как языческого, так и иудейского, в том, чтобы подвести всех людей к осознанию своей ограниченности и несовершенства. Язычникам, уже задумавшимся над своим положением (а такие были) и понимающим, что жизнь не отвечает каким-то идеалам и ценностям, было, так сказать, нечем прикрыться: у них не было понятия закона как обетования Божия, того, что существовало у иудеев. Грех язычников казался более очевидным, более явным и ярким, достаточно вспомнить описание апостолом Павлом грехов и пороков языческого мира в 1-й главе Послания к Римлянам, чего он только не называет, и, в принципе понятно, что так и было, за исключением отдельных язычников высокой морали. Если вспомнить ситуацию, существовавшую в древнем мире, особенно на отдельных территориях, то, конечно, мы в большей степени согласимся с Павлом.

Что касается иудеев, то у них было «прикрытие»: они говорили, что имеют закон, обетование и вроде бы лучше язычников, поэтому им в меньшей степени требуется оправдание через веру во Христа. Христиане из иудеев могли сказать о себе: да, мы пришли ко Христу, нам это нужно, но все-таки в меньшей степени, чем язычникам. Получалось разделение, это была стена, гордость, которая не преодолевалась иудеями, даже пришедшими в христианство.

И в 20-м стихе апостол Павел говорит: потому что делами закона не оправдывается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Та же самая мысль: никакой иудей или другой человек, намеренно совершающий какие-то дела закона, то есть полагающий, что они будут ему вменены как заслуги, не оправдается перед Богом, потому что законом, как здесь написано, познается грех, через закон человек обретает опыт греха. Чуть позже, в 7-й главе, мы прочитаем слова Павла о том, что грех дремал в человеке до пришествия закона, и когда пришел закон – грех ожил, а человек умер. Получается, что опыт греха приходит к человеку через столкновение с законом. Дело не в том, что закон плох или греховен (об этом Павел тоже скажет в 7-й главе), нет, закон духовен, праведен и свят, но человек-то плотской, греховный со времен Адама. Получается, что греховный человек, сталкивающийся с пунктами закона, неизбежно обречен на поражение: он обретает опыт греха, опыт преступления, но не опыт спасения. Закон не спасает, он только дает опыт греха, поражения. Тот опыт, благодаря которому человек призван возжаждать спасения и уже прибегнуть к иному способу – благодати, доверию, вере в Иисуса Христа. Вот почему в 21-м стихе и сказано:

21. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,

22. правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих…

Вот какой лозунг, дорогие братья и сестры! Независимо от закона явилась правда Божия. Эта же мысль прослеживается в Послании к Галатам, где апостол Павел более четко и хронологически расставляет акценты. Он говорит, что Аврааму было дано обетование (в Послании к Римлянам также идет речь об Аврааме), и во Христе это обетование исполняется. Аврааму Бог дает обещание в одностороннем порядке, то есть Бог выполнит его даже в том случае, если люди окажутся грешными, неверными и нарушат свое обещание. Обещание, или, можно еще сказать, завещание, – это не договор, а сказанное всегда в одностороннем порядке, что-то завещанное, подаренное, только подаренное в перспективе: Бог говорит, что так будет, значит так и будет. И во Христе обетование исполняется. А между двумя этими событиями (событием Авраама и событием Христа) есть событие Моисея, который получает закон.

Для чего же этот закон? В Послании к Галатам апостол Павел отвечает на этот вопрос так же, как и в Послании к Римлянам (два этих Послания перекликаются): для того чтобы появились преступления. Преступлений ради приложися – так говорится в Послании к Галатам. И здесь сказано, что законом появились преступления, потому что законом никто не спасается, но им приходит опыт греха. А правда Божия приходит независимо от закона, она пришла бы неизбежно, потому что Бог обещал Аврааму, значит, так и будет. Христос бы в любом случае пришел в мир, потому что это было обещано в одностороннем порядке, без всяких условий. Но нужен был Моисей и закон, для того чтобы человек познал свою греховность и захотел пришествия Мессии, возжаждал спасения. Закон был дан для того, чтобы стать лакмусовой бумажкой, чтобы как рентгеном просветить внутреннюю суть человека, его греховность и немощь. Вот для чего, оказывается, закон. Это мысль очень серьезная, по-своему революционная и возмутительная для уха слушателей апостола Павла.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать