Читаем Апостол. 2 февраля. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес

2 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 12, ст. 25–26; глава 13, ст. 22–25.

 

12:25. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,

12:26. Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

13:22. Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

13:23. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

13:24. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

13:25. Благодать со всеми вами. Аминь.

(Евр. 12, 25–26; 13, 2 –25)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами прочитали еще один отрывок, который ранее уже был прочитан и прокомментирован нами. Практически в каждой из наших последних бесед я обращаю ваше внимание на особенность церковного календаря: если праздник Святой Пасхи празднуется поздно, и, соответственно, поздно начинается Великий пост, то мы с вами читаем некоторые отрывки по два раза, чтобы заполнить пустые места с точки зрения чтения отрывков из Нового Завета.

Мы с вами прочитали два стиха из 12-й главы, а потом сразу перенеслись на конец 13-й, который является и концом всего Послания апостола Павла к Евреям. Наверное, в большей степени интересно обратить внимание на первую часть этого отрывка: 25-й и 26-й стихи и даже прочитать этот отрывок расширенно. В календаре нам иногда даются отрывки с разрывом, отчасти вырванные из контекста, поэтому в некотором смысле было бы более удобно изучать Послания апостола Павла, читая текст подряд и делая смысловые остановки и акценты там, где это больше требуется. Тем не менее мы с вами читаем так, как написано в церковном календаре, и потому вынуждены соблюдать такой формат. Но в данном случае я бы хотел, чтобы мы прочитали 12-ю главу с 22-го по 29-й стихи.

Здесь, как это часто бывало в Послании апостола Павла к Евреям, речь идет о сравнении того, как люди жили во времена Ветхого Завета, с тем, что происходит во времена написания Послания, то есть в Новом Завете. Апостол Павел говорит о том, что многие люди не услышали Моисея. Моисей принес евреям Закон Божий, но далеко не все подчинились этому закону и жили по нему. Поэтому очень часто Бог наказывал свой народ, как мы знаем, по-разному, в том числе через другие народы, завоевания, разрушения, беды, невзгоды. Апостол Павел проводит параллель: если тогда люди не послушались и их постигло наказание, то тем более наказаны будут те, кто не услышал Вестника с Небес – Самого Сына Божия Иисуса Христа. Обо всем этом написано выше, а с 22-го стиха апостол Павел как раз говорит о современности, Новом Завете:

22. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,

23. к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,

24. и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

25. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,

26. Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

27. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

28. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,

29. потому что Бог наш есть огнь поядающий.

Мы более расширенно прочитали конец 12-й главы и здесь как раз видим ту параллель, которую нам предлагает апостол Павел. Он говорит о том, что Иисус Христос, Сын Божий, говорит с Неба о благодати и любви Божией. Пришло то время, когда человеку нужно открыться истине и принять ее. Если человек откажется, он может быть наказан в большей степени, чем те, которыые не услышали Моисея.

Братья и сестры, когда мы с вами размышляем на тему наказания, смотрим, как она развивалась в Ветхом Завете, то иногда приходим в недоумение, потому что кажется, что наказания в ветхозаветные времена подчас были слишком жестокими и кровопролитными. В ранние века был еретик Маркион (и до сих пор есть последователи таких идей), который считал, что в Ветхом Завете Бог был жестоким, и это был другой Бог, а в Новом Завете речь идет о Боге-Любви. Мы должны помнить, что, как говорят многие толкователи, Ветхий Завет действительно был Ветхим, когда была своя историческая ситуация. То есть мы не можем мыслить Ветхий Завет вне исторического контекста. Тогда были свои условия, свои нравы, поэтому действительно Богу подчас приходилось говорить с людьми на языке, понятном ветхому человеку, возможно, подчас диковатому, не очень высоконравственному. Часто наказание действительно носило достаточно жесткий, если не сказать жестокий, характер.

Когда речь идет о наказании в Новом Завете, которое постигнет тех, кто не откликнется на призыв Господа Иисуса Христа, мы должны понимать это в новозаветном, обновленном, смысле этого слова. Русское слово «наказание» происходит от славянского «наказ» и означает вовсе не необходимость отругать, отлупить ремнем, а в первую очередь некий совет, рекомендацию, поучение. «Даю тебе наказ», то есть даю совет, некую инструкцию. В новозаветном понимании наказание – это ни в коем случае не кара за проступок в юридическом смысле слова: что-то не так сделал – получи за это воздаяние. В Новом Завете Бог – любящий Отец, и Он дает нам наказы, инструкции, рекомендации, советы, заповеди, в первую очередь ради нашего блага. Во-вторых, Он это делает очень аккуратно, деликатно, уважая человеческую свободу. В Ветхом Завете наказание часто приходило в одночасье: если люди делали что-то не так, то падали замертво, проваливались сквозь землю, даже с точки зрения социума наказание приходило быстро, например, согрешил человек – его сразу побили камнями.

Сейчас христианская Церковь никого в один миг не наказывает и уж тем более не убивает, сама жизнь говорит нам о том, что Бог действительно долготерпелив. Он ведет человека сложными, иногда непонятными самому человеку путями, через трудности и скорби. На самом деле, они нужны человеку для того, чтобы умертвить свое эго, свою гордыню, своего «ветхого человека», как говорит апостол Павел, чтобы на этом месте «родился» человек новый. Вот чего хочет Господь, и все Его наказы имеют своей целью именно наше продвижение в этом направлении.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать