Читаем Апостол. 2 августа. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии

2 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 6, ст. 20–7, ст. 12.

 

6:20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

7:1. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

7:2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

7:3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

7:4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

7:5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

7:6. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

7:7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

7:8. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

7:9. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

7:10. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, —

7:11. если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей.

7:12. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.

(1 Кор. 6, 20 – 7, 12)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем вместе читать Первое Послание апостола Павла к Коринфянам. В прошлый раз мы дочитали до 11-го стиха 6-й главы, а сегодня начали с самого последнего стиха этой главы, пропустив середину. Однако этот отрывок не попадает в «небытие», мы с вами его читали, если помните, в одну из подготовительных недель к Великому посту. Это один из самых интересных отрывков во всем Послании. А мы с вами, отталкиваясь от 20-го стиха, переходим к 7-й главе.

Ибо вы куплены дорогою ценою. Слово дорогою написано курсивом. Напомню, что обычно слова, написанные курсивом (там, где учтен этот момент), отсутствуют в оригинальном греческом тексте. То есть дословно следовало бы читать «Ибо вы куплены ценою». Павел говорит коринфянам: «За вас Сам Бог заплатил цену, то есть вы не должны быть служителями греха, блуда (если почитать чуть выше по тексту), ведь вы выкуплены Богом для спасения».

Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Мы здесь видим интересный момент: в этом предложении нет курсива, тем не менее, если внимательно посмотреть в оригинальный греческий текст, можно увидеть различия. Я как-то говорил, что очень удобна для этого книга, которая называется «Греческий текст Нового Завета с подстрочным переводом». Прекрасное издание, очень удобное: идет греческий текст, потом подстрочно переводится каждое слово и сбоку идет синодальный текст для того, чтобы было понятно, как оно переведено в нашем традиционном тексте. Мы можем увидеть, что в оригинальном тексте нет фразы и в душах ваших, а есть «Посему прославляйте Бога в телах ваших, которые суть Божии». То есть уже позднее переводчиками было прибавлено и в душах ваших.

Почему это произошло? Мы неоднократно говорили о том, что библейское понимание антропологии (то есть учения о человеке) и античное, а также то, что потом отталкивалось от античного (вся европейская культура и во многом наша) по-разному воспринимают человека, в частности понятия тела и души. В античности, напомню, тело и душа это два чуть ли противоборствующих начала. Душа это то, что внутри человека, и она томится в теле, как темница (была знаменитая античная поговорка Soma – sima, то есть «Тело – гроб»), поэтому душе нужно освободиться от тела и взлететь в чистый мир идей, как считал, например, философ Платон. В библейской культуре все совсем по-другому. Тело не противоборствует душе, жизни по заповедям Божиим; это не источник греха ни в коем случае. Тело – это человек в его целостности, в его объективности, в то время как душа – это человек в его субъективности, человек изнутри. Тело – это человек при взгляде на него со стороны, он есть тело, нечто целое. Поэтому речь идет не о том, что нужно человека разделить на тело и душу, причем тело должно умереть, а душа – воспарить. Дело в том, что тело, целостность – это как раз то, к чему человек призван. Поэтому когда апостол Павел и вообще библейская культура говорит нам о том, что мы призваны к цельности, то есть к телесности в конечном итоге, то речь идет как раз о том, что мы призваны всем своим телом, всем своим «целым» прославлять Бога. Именно поэтому не нужно отдавать свое тело на блуд или какие-то другие страсти, потому что тело – это храм Духа Святого, о чем в 6-й главе говорилось. С точки зрения апостола Павла не нужно было говорить «в телах и в душах», потому что тело – это и так человек в его целостности, но благочестивые переводчики прибавили еще и фразу и в душах ваших.

Дальше в 7-й главе апостол Павел начинает разговор об отношениях мужчины и женщины и о том, как все-таки лучше: жениться или не жениться, можно ли разводиться. Все эти вопросы интересовали людей тогда и интересуют сейчас.

А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Новые переводы и многие современные комментаторы говорят о том, что фраза хорошо человеку не касаться женщины – не слова апостола Павла, а цитата из письма, которое он получил от коринфян. С этой точи зрения, мы должны прочитать 1-й стих так: А о чем вы писали ко мне «Хорошо человеку не касаться женщины». То есть Павел цитирует самих коринфян, а дальше отвечает им на этот тезис. Многие коринфяне действительно считали, что нужно вести крайне аскетический образ жизни. Было два противоположных мнения: либо нужно вообще изморить тело, «умертвить» его и так освободить душу, либо, как считали так называемые либертинисты, можно делать что угодно, совершать любые грехи, все равно тело не имеет никакого значения. Первая «партия», которая говорила, что хорошо не касаться женщин в принципе, считала это неким законом, каноном. Однако апостол Павел говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Ни в коем случае нельзя пренебрегать этой потребностью человека. Супруги вступили в брак как муж и жена в полном смысле этого слова, поэтому ни в коем случае нельзя пытаться (особенно если второй супруг не согласен) навязать второй половине так называемый духовный брак, потому что тогда вторая половина, которая к этому не готова, пойдет искать утешение на стороне и будет блуд. Поэтому здесь написано:

2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Павел говорит, что если уклоняться друг от друга, то это должно быть только по взаимному согласию, только на время и только для упражнения в молитве, а потом нужно вновь быть вместе. Только в этом случае, как Павел считает, можно иметь воздержание от супружеской связи.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать