Читаем Апостол. 2 апреля. Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние

2 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 10, ст. 32–38.

 

32. Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,

33. то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;

34. ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

35. Итак не оставляйте упованиявашего, которому предстоит великое воздаяние.

36. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;

37. ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

(Евр. 10, 32–38)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами снова обращаемся к Посланию апостола Павла к Евреям. Обратите внимание, что в течение Великого поста по субботам и воскресеньям Святая Церковь дает нам для размышления отрывки именно из этого Послания. Мы с вами практически полностью прочитали его, но эти стихи были удержаны для чтения в период выходных дней Великого поста.

Здесь мы с вами видим утешение христианам, которые имеют скорби. Сам Господь говорил: «Вы будете иметь скорбь в мире, но мужайтесь, ибо Я победил мир». Это состояние – естественное следствие того, что человек является христианином. Данный отрывок в каком-то смысле перекликается с содержанием книги Апокалипсис, которую мы читаем и комментируем в будние дни. Вся книга Апокалипсис, по сути, тоже служит великим утешением христианам, которые терпели гонения в I веке от Римской власти. В первую очередь это было связано с именем императора Домициана, но мы знаем, что и после него были гонения вплоть до начала IV века. Вообще на протяжении всей истории христианства так или иначе Церковь была гонимой, и так и должно быть: Церковь – это Царство Божие, которое существует в царстве кесаря, и эти две реальности не тождественны. Поэтому Царство Божие всегда притесняемо со стороны царства кесаря, то есть царства земного, человеческого.

Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Апостол Павел говорит о страданиях, скорбях, неприятностях, которые были у христиан, за которыми тут же следует утешение. Христиане знают, что у них есть лучшее сокровище на небе, и уже здесь, в царстве кесаря, они живут ценностями Царства Божия. Они понимают, что земное царство во всем его величии и великолепии падет, как это было со многими империями, что все это тленно, и только ценности «внутреннего человека» и Царства Божия будут вечными, поэтому именно к ним всем сердцем устремлен христианин.

Дальше Павел увещевает христиан еще больше держаться ценностей Царства Божия: Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Очень интересное место, дорогие братья и сестры. Напомню, что греческое слово ελπίς, которое у нас переводится как «упование, надежда», означает не надежду в каком-то гипотетическом смысле слова, а твердую уверенность. То есть христианин твердо, непоколебимо уверен в том, что Господь управляет процессами этого мира и рано или поздно победа будет за Господом, а значит все, кто сохранил Ему верность, тоже будут участвовать в этой победе.

Слово терпение у нас подразумевает перенесение каких-то мучений, но главный смысл этого греческого слова – стойкость, непоколебимость, верность, стояние в своей верности и преданности Христу. Вот это и нужно человеку, говорит апостол Павел, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное. Каждому христианину необходимо исполнить волю Божию, в первую очередь о себе. Ни один человек не может прожить жизнь другого человека: у каждого из нас есть свое предназначение, или, как мы еще иногда говорим, «своя тарелка» (выражение «быть не в своей тарелке» означает «быть не на своем месте»). Есть и еще достаточно справедливая присказка: «Все места заняты, свободно только наше».

Дальше апостол, утешая своего адресата, говорит: еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Здесь, братья и сестры, мы опять сталкиваемся с мыслью, которая содержится в Первом послании апостола Павла к Фесалоникийцам, некоторых других его посланиях, а также отчасти присутствует в Апокалипсисе – Господь придет скоро, не умедлит и осталось еще немного, очень немного. Мы видим, что эти ожидания в ближайшие века все-таки не оправдались. Вместо конца этого мира и Второго Пришествия Христова наступило время, когда перестали гнать Церковь. Со временем она даже стала государственной, и многие восприняли это историческое изменение как некое торжество Христовой веры и Церкви.

Но, конечно, нужно понимать, что действительное торжество Церкви и Христа состоится именно во время Второго Славного Пришествия, потому что этот мир, даже если в нем торжествуют христианские ценности, в глубине своей содержит семя греха, поэтому построить в нем Царство Божие невозможно. Даже если мы всех «оправославим», человеку трудно совершенно избавиться от греха, став таким образом «кирпичиком» Царства Божия здесь, на земле. Поэтому Апокалипсис и говорит нам о том, что должно прийти «новое небо и новая земля», а старое должно быть уничтожено.

Братья и сестры, мы должны понимать, что Пришествие Христово является скорым потому, что после Первого Христова Пришествия уже наступили «последние времена. Но когда именно случится Второе Пришествие, мы не знаем, поэтому не должны отождествлять всяческие земные изменения в лучшую сторону с тем, что Господь строит Свое Царство на земле. Например, Византийская или Российская империи, несмотря на то, что они были христианскими, там было много своих проблем, люди все равно были греховны. Само понятие империи и огромной, во многом неограниченной, власти очень часто является для человека великим соблазном, и очень малый процент людей этот соблазн выдерживает. Любая империя, как правило, так или иначе строится на угнетении каких-то людей, ущемлении прав какой-то части населения, поэтому не может быть речи ни о каком Царстве Божием на земле. Царство Божие может быть только в новом мире, когда будет «новое небо и новая земля».

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать