Читаем Апостол. 19 октября. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе

19 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Филиппийцам. Глава 4, ст. 10–23.

10. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.

11. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

12. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.

13. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

14. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.

15. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

16. вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

17. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

18. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

19. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

20. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.

21. Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.

22. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

23. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

(Флп. 4, 10-23)

 

Так заканчивается Послание к Филиппийцам. Здесь апостол Павел вновь очень вдохновенно говорит о том, как он благодарен филиппийцам за помощь в тех ситуациях, когда ни одна другая церковь не протянула ему руку помощи. Из этих строк мы понимаем, почему сложились такие теплые, дружеские, христианские любовные отношения, почему апостол Павел так много говорит о благодарности и любви к Филиппийской Церкви и так много призывает к радости. Кроме всего прочего, здесь мы чувствуем вдохновение апостола Павла как великого миссионера, который ради проповеди Христовой мог переносить различные трудности.

Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне. Павел очень рад о Господе, что филиппийцы вновь начали заботиться о нем, что их любовь не стала меньше, но они готовы всячески его поддерживать, как и раньше: вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Обстоятельства могли быть разные: Филиппийская церковь еще недостаточно крепко стояла на ногах, может быть, что-то еще. В любом случае, причины того, что помощь в какой-то момент была меньше, – объективные неблагоприятные обстоятельства, а вовсе не то, что филиппийцы стали иначе относиться к апостолу.

Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Павел не говорит о нужде, не просит помогать ему в обязательном порядке, он просто рад тому, что филиппийцы готовы таким образом проявлять свою любовь.

Далее апостол Павел дает комментарий к своему характеру, особенностям быта и ситуаций, в которых ему приходилось находиться. Это очень вдохновенные, красивые личные строки: Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Павел говорит о том, что он настолько верен Христу, делу проповеди Христовой, что в период своего благовествования научился жить по-всячески. Кто-то помогает Павлу, и он живет в изобилии; кто-то не помогает, и он живет в скудости. Кто-то кормит его, и он насыщается, кто-то не кормит, и он голодает. Но при этом и те, и другие обстоятельства нисколько не расстраивают Павла, не делают его рвение меньше. Он все равно продолжает ревностно проповедовать Христа, делать дело Божие.

Тринадцатый стих венчает рассуждения апостола Павла о разнообразных обстоятельствах. Это как некий лозунг, радостный, уверенный, внутренне цельный: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Слова в определенном смысле даже дерзновенные: Павел утверждает, что может все. Это «все» относится, конечно, и к предыдущему стиху: к тому, что он может находиться в разных обстоятельствах, но его можно понять и расширенно: человек немощный мало, что может, но в укрепляющем Иисусе Христе, может многое, может быть, даже все, по крайней мере, все, что ему потребно и Господь посчитает нужным. Все сможет человек, только не своими ограниченными силами, а в укрепляющем его Иисусе Христе. Прекрасные, вдохновенные и дерзновенные слова, которые, конечно, и для нас являются большой поддержкой и утешением.

Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужд у. Здесь апостол Павел вспоминает самые ранние ситуации, связанные с его проповедью, и пишет, что тогда ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием. Подаяние и принятие – два термина из финансового, можно даже сказать, бухгалтерского лексикона: «приход» и «расход». Речь идет о том, что апостол Павел приносит духовную пищу тем, кому проповедует, а они, в свою очередь, помогают ему материально. Это в определенном смысле балансирует отношения «прихода» и «расхода», если так можно сказать. Но самое главное, что ни одна другая церковь, кроме филиппийцев, не приняла участия в этой нужде апостола Павла. В этом стихе раскрывается причина того, откуда такие близкие, особенные отношения, исполненные особой любви и благодарности. Конечно, Павел любит всех, кому пишет и проповедует: и коринфян, и галатов, которых, может быть, в какой-то мере ругает, но в то же самое время, как человек, помнит всяческое добро, проявленное по отношению к нему, тем более в сложных обстоятельствах, когда никакая другая церковь, кроме Филиппийской, не протянула ему руку помощи.


Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Здесь апостол сравнивает подаяние филиппийцев с благовонным курением, жертвой приятной – это религиозные термины, связанные с жертвоприношением, так поэтически говорит апостол Павел об этом подаянии.

Последние три стиха апостол, по-видимому, пишет своей рукой, как это обычно бывало. Само послание писал не свободный человек, а слуга, раб.Тот, кто являлся автором послания, своей рукой подписывал последние несколько строк.

В двадцатом стихе Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь – мы видим, что послание уже закончилось, но дальше следует приветствие и пожелание благодати в 21-23 стихах. Это своего рода окончание после окончания, которое так и называется «постскриптум». Это понятие мы используем и сейчас, когда уже все написали, но хотим что-то добавить. Павел пишет эти строки своей рукой, еще раз прощается и еще раз желает благодати Господа нашего Иисуса Христа.

Напоминаю, дорогие братья и сестры, о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великое утешение, и отрада, и наставление. Храни вас всех Господь!

 

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать