Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Второе послание к Фессалоникийцам. Глава 2, ст. 13–17; глава 3, ст. 1-5.
2:13. Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
2:14. к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
2:15. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
2:16. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
2:17. да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
3:1. Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
3:2. и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3:3. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
3:4. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
3:5. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
(2 Фес. 2, 13 – 3, 5)
Апостол Павел от главной своей увещательной речи, касающейся Дня Пришествия Господня, переходит к благодарению. Здесь уже нет глубоких богословских рассуждений на какую-то конкретную тему, Павел выражает свое искреннее и глубокое благодарение.
Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа . Важный момент: избрал вас ко спасению . Нам кажется, что Бог избирает кого-то к спасению, а кого-то не избирает или избирает к гибели. Но надо понимать, что Бог не предопределяет никого ни к спасению, ни к гибели. Само понятие «избранничество Божие», как мы уже говорили, имеет специфический смысл в библейском контексте. Бог избирает кого-то (иудейский народ, христиан) не потому, что эти люди лучше, благочестивее, порядочнее всех остальных, а для какой-то конкретной миссии, предназначения. Вопрос спасения интересовал христиан на протяжении всей истории христианства: действительно ли кто-то имеет больше шансов на спасение, а кто-то меньше? Однако Бог не может быть несправедливым, Бог каждого человека призывает к спасению. Каждый идет своим собственным путем: у кого-то этот путь попрямее, у кого-то поизвилистее, у кого-то посложнее, у кого-то попроще.
В любом случае, не нам судить. Иногда нам кажется, что кто-то точно спасается, а кто-то точно не спасается. Бывает, что даже мы, православные люди, возможно, в педагогических целях пишем, что тот спасется, а тот не спасется. Даже сам апостол Павел, перечисляя какие-то грехи, говорит, что эти люди Царства Божия не наследуют. С одной стороны, звучит очень четко и конкретно, с другой – апостол Павел понимает, что только Господь решит, кто спасется, кто не спасется, кто чего достиг. Только Бог ставит последнюю оценку, а мы, люди, можем только увещевать, призывать друг друга к чему-то. Поэтому ни в коем случае нельзя думать, что кого-то Бог избрал к спасению и тот спасается, а кого-то оставил на погибель, поэтому он погибает. Как говорил один христианский писатель, когда мы окажемся перед Лицом Бога в День Второго Пришествия Христова или даже после своей смерти, то мы увидим некоторые вещи и некоторых людей в разных состояниях и нас ждет очень много сюрпризов, то есть всё может оказаться не так, как мы предполагали здесь, на земле.
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Очень важное слово здесь – предание . Мы знаем, что Божественное Откровение, слово Божие, в Православной Церкви передается и в форме Священного Писания и в форме Священного Предания. Даже если мы будем подходить с исследовательских позиций, мы должны понимать, что Священное Предание появилось раньше: сначала все передавалось устно, потом было зафиксировано Священное Писание, а затем формировался канон Священного Писания (то есть отбирались книги для входа в канон) из уже существующего Священного Предания. Иногда ведется разговор о том, нужно ли Священное Предание или следует ограничиться только Священным Писанием, особенно по этому вопросу полемизируют Православная и Католическая Церкви с протестантами, которые полностью отвергают Предание, считая, что основываться нужно только на Писании. С одной стороны, они имеют право на такое мнение (в этом и смысл веры протестантов – жить только по Писанию), но с другой – если смотреть объективно – само Священное Писание вышло из Священного Предания. Кроме того, критерием для вхождения той или иной книги в канон тоже являлось Священное Предание, то есть некий церковный авторитет, Святой Дух, который всегда царит в Церкви и который помогал людям определить, какие книги должны войти в Священный канон Писания, а какие не должны. То есть, по большому счету, Предание формировало Писание, а не наоборот.
Само слово предание тоже очень интересное. Греческое слово, которое переводится как предание , означает нечто передаваемое от одного человека к другому для сохранности. Например, кто-то куда-то уезжает и оставляет другому человеку что-то на хранение, и важно, чтобы, вернувшись из путешествия, человек получил оставленную им вещь в целости и сохранности. То есть апостол Павел говорит: держитесь того предания, которое мы вам передали, чтобы, когда мы с вами встретимся в этой жизни или уже в другой, мы увидели, что это предание сохранено неповрежденным.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!