Читаем Апостол. 19 ноября. Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению

19 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Фессалоникийцам. Глава 2, ст. 13–17; глава 3, ст. 1-5.

 

2:13. Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,

2:14. к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

2:15. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

2:16. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,

2:17. да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

3:1. Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,

3:2. и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

3:3. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

3:4. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

3:5. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

(2 Фес. 2, 13 – 3, 5)

 

Апостол Павел от главной своей увещательной речи, касающейся Дня Пришествия Господня, переходит к благодарению. Здесь уже нет глубоких богословских рассуждений на какую-то конкретную тему, Павел выражает свое искреннее и глубокое благодарение.

Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа . Важный момент: избрал вас ко спасению . Нам кажется, что Бог избирает кого-то к спасению, а кого-то не избирает или избирает к гибели. Но надо понимать, что Бог не предопределяет никого ни к спасению, ни к гибели. Само понятие «избранничество Божие», как мы уже говорили, имеет специфический смысл в библейском контексте. Бог избирает кого-то (иудейский народ, христиан) не потому, что эти люди лучше, благочестивее, порядочнее всех остальных, а для какой-то конкретной миссии, предназначения. Вопрос спасения интересовал христиан на протяжении всей истории христианства: действительно ли кто-то имеет больше шансов на спасение, а кто-то меньше? Однако Бог не может быть несправедливым, Бог каждого человека призывает к спасению. Каждый идет своим собственным путем: у кого-то этот путь попрямее, у кого-то поизвилистее, у кого-то посложнее, у кого-то попроще.

В любом случае, не нам судить. Иногда нам кажется, что кто-то точно спасается, а кто-то точно не спасается. Бывает, что даже мы, православные люди, возможно, в педагогических целях пишем, что тот спасется, а тот не спасется. Даже сам апостол Павел, перечисляя какие-то грехи, говорит, что эти люди Царства Божия не наследуют. С одной стороны, звучит очень четко и конкретно, с другой – апостол Павел понимает, что только Господь решит, кто спасется, кто не спасется, кто чего достиг. Только Бог ставит последнюю оценку, а мы, люди, можем только увещевать, призывать друг друга к чему-то. Поэтому ни в коем случае нельзя думать, что кого-то Бог избрал к спасению и тот спасается, а кого-то оставил на погибель, поэтому он погибает. Как говорил один христианский писатель, когда мы окажемся перед Лицом Бога в День Второго Пришествия Христова или даже после своей смерти, то мы увидим некоторые вещи и некоторых людей в разных состояниях и нас ждет очень много сюрпризов, то есть всё может оказаться не так, как мы предполагали здесь, на земле.

Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Очень важное слово здесь – предание . Мы знаем, что Божественное Откровение, слово Божие, в Православной Церкви передается и в форме Священного Писания и в форме Священного Предания. Даже если мы будем подходить с исследовательских позиций, мы должны понимать, что Священное Предание появилось раньше: сначала все передавалось устно, потом было зафиксировано Священное Писание, а затем формировался канон Священного Писания (то есть отбирались книги для входа в канон) из уже существующего Священного Предания. Иногда ведется разговор о том, нужно ли Священное Предание или следует ограничиться только Священным Писанием, особенно по этому вопросу полемизируют Православная и Католическая Церкви с протестантами, которые полностью отвергают Предание, считая, что основываться нужно только на Писании. С одной стороны, они имеют право на такое мнение (в этом и смысл веры протестантов – жить только по Писанию), но с другой – если смотреть объективно – само Священное Писание вышло из Священного Предания. Кроме того, критерием для вхождения той или иной книги в канон тоже являлось Священное Предание, то есть некий церковный авторитет, Святой Дух, который всегда царит в Церкви и который помогал людям определить, какие книги должны войти в Священный канон Писания, а какие не должны. То есть, по большому счету, Предание формировало Писание, а не наоборот.

Само слово предание тоже очень интересное. Греческое слово, которое переводится как предание , означает нечто передаваемое от одного человека к другому для сохранности. Например, кто-то куда-то уезжает и оставляет другому человеку что-то на хранение, и важно, чтобы, вернувшись из путешествия, человек получил оставленную им вещь в целости и сохранности. То есть апостол Павел говорит: держитесь того предания, которое мы вам передали, чтобы, когда мы с вами встретимся в этой жизни или уже в другой, мы увидели, что это предание сохранено неповрежденным.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать