Читаем Апостол. 19 мая. Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете

19 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 15, ст. 5–34. 

5Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.

6Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

7По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; 8и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; 9и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

10Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

11Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

12Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

13После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

14Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

15И с сим согласны слова пророков, как написано: 16Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, 17чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.

18Ведомы Богу от вечности все дела Его.

19Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

21Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

22Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, 23написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

24Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, 25то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, 26человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

27Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

28Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: 29воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы".

30Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.

31Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.

32Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.

33Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.

34Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)

Итак, братья и сестры,  сегодня мы прочитали очень пространный и очень важный отрывок из 15-й главы. Дело в том, что тот самый мостик между языческим и иудейским миром, между античностью и Ветхим Заветом начинал строиться постепенно –  через откровение Петру о том, что ничего не надо почитать нечистым, через призвание Павла, через схождение Духа Святаго на сотника Корнилия, через проповедь Павла и Варнавы на языческих территориях. Мы слышали, что на этом собрании, так называемом  «апостольском соборе», кроме апостолов были пресвитеры,   которые как раз внимательно слушали рассказ о первом миссионерском путешествии апостола Павла со своим спутником Варнавою.  Именно этот собор уже определил на уровне некоего документа, самого первого, может быть, документа в истории христианской Церкви, где говорилось о том, что не надо обязывать язычников соблюдать Закон Моисея. Это был очень серьезный прорыв,  поскольку это было общее собрание, собор, соборное решение, написанное на бумаге, документ.

Сначала мы почитаем еще раз, увидим, как все начиналось. Начало 15-й главы мы пропустили. Как известно,  апостол Павел и Варнава вернулись в Антиохию после своего путешествия, и здесь произошло некое разногласие. Почитаем 4-й стих, предшествующий пятому: «По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам». То есть на все эти возмущения Павел и Варнава отвечали тем, что рассказывали, как они проповедовали Слово Божие на Кипре и в Малой Азии. Но, тем не менее, нашлись противники (конечно же, в Иерусалиме): «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев». Здесь не совсем  понятно слово «ересь». «Некоторые из фарисейской ереси уверовавшие». Разве уже существовала внутри христианства ересь под названием «фарисейство»? Конечно, фарисейство существует в любой религиозной традиции, как некое лицемерное поведение, потому что «фарисей» стало словом нарицательным. Но это нельзя назвать ересью, как таковой, в нашем нынешнем понимании, неким идеологическим, теоретическим, доктринальным заблуждением. Наверно, более правильно было бы перевести так: «Некоторые из уверовавших во Христа фарисеев, те возмутились», потому что фарисеи – это была иудейская партия, и некоторые из этих фарисеев, бывших иудеев, приняли христианство, приняли Иисуса из Назарета как Мессию, но при этом не отказались от своего фарисейского образа жизни, от тщательного соблюдения Закона Моисеева. Дело в том, что слово «ересь» изначально (здесь оно так и употреблено – «αἵρεσις» - греческий глагол – «избирать», «выбирать») – это некий избранный образ мысли и образ жизни. Человек избирает себе некую позицию, мировосприятие, практику, ересь. Фарисеи избрали свою ересь, саддукеи – свою, ессеи – свою. Каждый избирает себе образ жизни, образ мыслей. Здесь фарисейская ересь это и  обозначает. Это люди – уверовавшие иудеи, которые при этом по образу жизни, по образу мыслей, являлись фарисеями. Вот какой смысл этого слова был тогда. Со временем, когда начались споры, дискуссии, соборы, слово «ересь» из нейтрального смысла прочно обросло негативным оттенком. Тогда стали говорить «это ересь», «это еретик», причем не только в богословском смысле, но и в обывательском, бытовом, говорим «это ересь», «ты говоришь ерунду, неправду, заблуждаешься». «Ересью» уже стали называть заблуждение, нечто противоречащее правильным размышлениям, правильным рассуждениям. Еретик – тот, кто придерживается неправильного суждения (например, еретик Арий, еретик Несторий, еретик Евтихий). Вот так меняется смысл слов, но нужно всегда пытаться понять, что означали эти слова именно в то время, когда употреблялись.

Очень длинный отрывок, но смысл его в том, чтобы не обременять язычников исполнением закона Моисеева. Можно еще раз прочитать, братья и сестры, вдуматься в прочитанное, но смысл именно в этом – документально зафиксированное равенство во Христе иудеев и язычников.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы