Читаем Апостол. 19 марта. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил

19 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 1, ст. 1–12.

 

1. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

2. в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте,

4. будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

6. Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

7. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.

9. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;

11. они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12. и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

(Евр. 1, 1 – 12)

 

Дорогие братья и сестры, это самое начало Послания апостола Павла к Евреям. Мы с вами некогда практически полностью прочитали это Послание, за исключением некоторых отрывков, которые будут читаться как раз по субботам во время Великого поста. Таким образом, мы восполним те пробелы, которые возникли при предыдущем чтении. Данный отрывок был прочитан нами в Рождественский сочельник.

Как мы видим, Послание к Евреям начинается не с прескриптума, как обычно, а с богословского рассуждения о том, что Бог, Который говорил через пророков, потом послал Сына. Здесь затрагивается и далее продолжается очень важная тема – человеческое достоинство вознесено выше достоинства ангельского благодаря тому, что Иисус Христос принял человеческую плоть, человеческую природу. Через Христа Иисуса человек получил возможность стать обо́женным, а значит, в перспективе занять высшее по отношению к ангелам положение. Все цитаты, которые приведены во второй половине отрывка, как раз и призваны показать потенциальное преимущество человека над ангелами.

Начинается отрывок очень торжественно. В прошлый раз мы говорили, что здесь содержатся важные мысли, связанные с христианской антропологией. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Вновь обращаю ваше внимание, дорогие братья и сестры, на выражение чрез Которого и веки сотворил. Напомню, что по-еврейски век или «мир» – «олан», по-гречески «эон». Это не просто век в плане продолжительности времени, например, в значении «столетие», но следует понимать его более широко – как пространственно-временную систему, когда, например, говорят «наш век», «наш мир».

В выражении веки сотворил нам дается пища для размышления относительно того, что вселенная для нас таинственна. Конечно, для Бога она не такая большая: Бог ее сотворил и Он выше всего тварного, но нам она кажется безграничной, необъятной. Действительно, нам очень трудно понять, что и каким образом существует в этом мире, и мы можем лишь предположить, опираясь на этот текст, что Бог сотворил мир в разнообразии этих веков, «оланов». Здесь приоткрывается завеса тайны творения Богом мира.

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Иисус Христос славнее ангелов, потому что превосходнее их наследовал имя. Слово ипостась чрезвычайно важно в христианском богословии. В христианстве Бог – это Троица, и все, что в Боге является общей природой и сущностью, называется греческим словом ουσία [уси́я]. Это причастие женского рода от глагола «быть», то есть «существующая». То, что в ней различно, святыми отцами (в первую очередь каппадокийцами, которые посвятили этому вопросу много внимания) было принято обозначать греческим словом υπόσταση [ипо́стаси]. Оно у нас либо не переводится и остается просто ипостась, либо переводится как «личность, лицо». Мы говорим, что Бог Един по природе, по сущности, но троичен в ипостасях, в Лицах.

Здесь, на мой взгляд, есть тонкая подмена. Она произошла незаметно, но нам нужно обязательно иметь это в виду. Когда отцы каппадокийцы разрабатывали эту терминологию, для обозначения различия Святой Троицы они выбрали именно слово ипостась (дословно «подставка») – конкретное уникальное проявление сущности, то есть ипостась в каком-то смысле есть у каждого человека или предмета. Бог Отец, Сын и Святой Дух – одна ουσία, три ипостаси. Было еще греческое слово πρόσωπο [про ́ сопо] или по-латински persona, которое переводилось как «лицо, лик, маска, личина». Это было что-то поверхностное, наносное, этим словом даже обозначалась актерская маска. Конечно, святые отцы не выбрали это слово в силу того, что оно говорило о чем-то поверхностном. Однако со временем эта разница стерлась, и πρόσωπο и υπόσταση стали как будто обозначать одно и то же, хотя изначально разница между этими понятиями была велика. Когда стала развиваться антропология, опираясь на богословие, триадологию (область богословия, занимающаяся учением о Святой Троице), то и о человеке стали говорить, что поскольку он образ и подобие Божие, то он важен как личность, лик, а не как ипостась.

На самом деле, есть смысл различать эти слова, потому что в нашем понимании, особенно современном, когда прошли времена борьбы за права личности, равноправие и так далее, понятие личности является довольно поверхностным, социальным, подчас условным. То есть это та самая маска, когда человек не выражает себя глубинного, а играет некую социальную роль. Он говорит: «Я имею личностные характеристики, я личность, борюсь за права личности, поэтому уважайте меня как личность». Очень часто при всей пафосности, при том, что это может быть человек какого-то высокого ранга, все ограничивается его славой именно на уровне социума, то есть похвала идет от людей. «Личность, персона» обозначает человека в его земном, социальном измерении, а «ипостась» – это человек в глубинах своего бытия, образ и подобие Божие. Поэтому очень часто только лишь отбросив эту ложную маску, человек может по-настоящему встретиться со своими глубинами, а в этих глубинах – с Богом. Тогда он может раскрыть себя именно как ипостась, по-настоящему стать образом и подобием Божиим. Даже если кто-то скажет, что под личностью понимается то же самое, что под ипостасью, то по крайней мере необходимо обозначать эту разницу между личностью в социальном понимании и личностью в богословском понимании, поскольку можно попасть в ловушку слов, когда говорится об одном, а понимать это будут совсем по-другому.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать