Читаем Апостол. 19 августа. Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию

19 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 14, ст. 26–40.

 

26. Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию.

27. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.

28. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

29. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

30. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

31. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

32. И духи пророческие послушны пророкам,

33. потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

34. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

35. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

36. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

37. Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

38. А кто не разумеет, пусть не разумеет.

39. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;

40. только все должно быть благопристойно и чинно.

(1 Кор. 14, 26 – 40)

 

Дорогие братья и сестры, сегодня 19 августа, и Церковь празднует великий праздник Преображения Господня. С этим праздником я вас всех поздравляю и обращаю ваше внимание, что сегодня мы с вами читаем рядовое чтение. Оно должно было быть прочитано в Церкви накануне, то есть вчера, а сегодня – чтение из Второго соборного послания апостола Петра, связанное с праздником Преображения. Но мы с вами говорили, что отрывки, которые читаются на празднике, в свое время бывают рядовыми, и в эти дни мы их прочитываем и комментируем. Сейчас мы пытаемся все-таки не отступать от хронологии рядовых чтений, поэтому сегодня читаем Первое послание к Коринфянам, тем более что сегодня мы дочитали до конца интереснейшую 14-ю главу и упускать этот отрывок, конечно, было бы очень обидно.

Напомню, что здесь апостол Павел рассуждает о дарах духовных, в первую очередь о говорении на языках, так называемой глоссолалии, языкоговорении, и о том, что пророчествовать в церкви лучше, чем говорить на языках, особенно если нет толкователя. Об этом Павел дает здесь последние наставления.

Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Почти всегда, когда мы видим в русском переводе слово «назидание» в отношении к Церкви и церковной ситуации, правильнее перевести его как «к созиданию». Все должно быть обращено к созиданию, к конструктиву, чтобы каждый думал не о себе, а о пользе другого и всей общины.

Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Напомню, поскольку слово незнакомым здесь выделено курсивом, значит в оригинальном тексте оно отсутствует. Двое, или много трое, и то порознь означает «говорите два или три друг за другом». Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу, то есть иди домой, говори языками, и вы с Богом друг друга поймете. Если ты будешь говорить в церкви без истолкователя, то созидания не будет, да и назидания не будет, если с этой точки зрения толковать. Кто-то будет говорить, потом еще кто-то, люди будут упиваться своей индивидуальной духовностью, а община созидаться не будет.

Кстати, братья и сестры, сейчас у нас есть совершенно неверное понимание, например, литургия – служба, название которой переводится как «общее дело». Люди приходят на литургию, чтобы помолиться как община, чтобы во время пребывания на литургии все одними устами и одним сердцем славили Отца, Сына и Святого Духа. Как правило, все, кто приходят на литургию, причащаются (по крайней мере, так предполагается) – составляют единое Тело Христово. Здесь должна быть общая молитва, поэтому нужно сделать так, чтобы на литургии все было понятно, в том числе все слова священника. Хорошо, когда все так называемые тайные молитвы (на самом деле таинственные, мистические) слышит вся община, тогда она молится в одном русле, в одном потоке. Хорошо, когда понятно, что говорит дьякон и поет хор, когда люди в большей степени участвуют в литургии. Да, «Верую» и «Отче наш» всегда поет народ, но когда есть дополнительные моменты для участия людей, это тоже очень мобилизует и создает ощущение единого потока: все сообща хвалят Господа, причащаются Ему и через Христа причащаются друг другу, то есть становятся действительно одним Телом. И литургия, и Евхаристия – это реализация Церкви как Тела Христова, как совершенно верно об этом говорят многие прекрасные богословы.

Неправильно приходить в церковь на литургию и говорить: «Я не буду особо вникать в текст, прислушиваться к тому, что говорят, к молитвам, читаемым хоть тайно, хоть не тайно – мне все равно. И причащаться или нет тоже мое личное дело: я индивидуально религиозен. Мне сегодня хочется постоять, повитать в облаках, рассказать Богу о какой-то своей нужде, а все остальные меня не волнуют». Братья и сестры, литургия не для этого существует. Когда нет богослужений, можно прийти в храм, помолиться, побыть в тишине один на один с Богом, прочитать какие-то слова любимой молитвы, акафист или просто помолиться своими словами. Но надо иметь в виду, что это можно делать и в любом другом месте, ведь за пределами храмовых стен Бога не меньше. Помните слова Господа самарянке: «Не на горе сей, не в Иерусалиме будут истинные поклонники поклоняться, а в духе и в истине». Дома, на природе или где-либо еще, если человек хочет что-то сказать Богу, он может встать, сосредоточиться и сказать это, как ему угодно, в индивидуальном порядке – на языках или нет, своими или не своими словами. Здесь он действительно может раскрываться как индивидуум и вступать в личностное общение с Богом.

На литургии предполагается совершенно другое, поэтому неверно «воровать» у общины литургическое время, позиционируя себя как человека, который пришел в общину, чтобы реализовать себя как Тело Христово, а на самом деле в этот момент «ворует» себя у общины, пребывая в индивидуальных экстазах, молитвенных потоках. Во время литургии вся община молится за себя в целом и за каждого отдельно. В этом и смысл Тела Христова, здесь в Теле учитываются все члены, все части. Но если кто-то выпадает, начинает упиваться своей индивидуальной религиозностью, тогда начинается разлад и во всем теле, это нужно понимать. Во многом апостол Павел здесь об этом и пишет: все должно быть к созиданию, единению, поэтому не надо впадать в эту индивидуальную религиозную упоенность, а нужно говорить, читать молитвы, которые понимают все, на которые все могут ответить «аминь».

Пророчество – это изречение воли Божией, но в современной практике это может быть вдохновенная проповедь. Обычно проповеди говорят священники, которые служат, иногда диаконы. Если священник вдохновенно говорит проповедь, то это тоже пророчество. Он тоже, как правило, говорит понятными словами, и вся община назидается, созидается. И даже если приходит «внешний человек», как говорит апостол Павел, он тоже может понять, о чем речь, тоже может внутренне сказать свое «аминь», услышав какое-то мудрое изречение проповедника.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать