Читаем Апостол. 18 января. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых

18 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 9, ст. 19-27.

 

19. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

20. для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

21. для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;

22. для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

23. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

24. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.

25. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.

26. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;

27. но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

(1 Кор. 9, 19–27)

 

Это очень интересный и важный отрывок. Сейчас особенное время – святые дни, святки, и сегодня последний день перед праздником Крещения – Крещенский Сочельник. В этот день совершается особое богослужение, начинающееся с так называемых Царских часов, во время которых прочитывается много отрывков из Апостола и Евангелия. Мы же взяли тот отрывок, который читается на самой Божественной литургии. В нем говорится о том, как апостол Павел ради любви, ради распространения Евангелия сам урезает свою свободу.

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести – практически лозунг и сразу задает тон последующим рассуждениям. Апостол Павел, будучи христианином и пребывая во Христе, конечно же, был свободен. Он очень много пишет о свободе и в читаемом ныне Послании к Коринфянам, и в Посланиях к Галатам, к Римлянам, и в других посланиях. Чрезвычайно важным для него понятием является свобода во Христе. Христос нас освободил. Как Павел писал в Послании к Галатам: «К свободе призваны вы, братья, и не преклоняйтесь более под ярмо рабства». Это принципиальный момент – если человек действительно во Христе, то он обладает этой настоящей, истинной свободой. Но при этом ради любви, ради того, чтобы привлечь ко Христу большее количество людей, апостол Павел готов немного урезать свою свободу, о чем он и пишет:

19. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

20. для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

21. для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;

22. для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

Совершенно замечательный, красивый, победоносный итог рассуждений – Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. В 20–22 стихах апостол перечисляет категории разных людей, ради которых он пожертвовал своей свободой, которая в принципе делала его человеком, освобожденным от многих вещей, связанных с законом, законническими принципами, какими-то человеческими предрассудками.

Скажем, для иудеев, переходящих в христианство, были важны какие-то ритуалы: соблюдение субботы, обрезание. И хотя апостол Павел принципиально отстаивал идею, что язычникам не надо принимать обрезание, чтобы становиться христианами, где-то он мог идти на какие-то уступки. Помним, что Тимофей, его ближайший сотрудник, был подвержен обрезанию, хотя это было необязательным. Христианину не надо быть обрезанным, но в каких-то ситуациях Павел поступал дипломатично, шел навстречу.

Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных – это также в большей степени относится к иудеям, тем, кто считал закон высшей ценностью. Для чуждых закона — как чуждый закона – то есть для язычников, которые не имели над собой закона Моисеева. Но Павел дает важный комментарий, что сам при этом не был чужд закона перед Богом, все равно выполнял главный закон Христа – закон любви. Потому в этом смысле он не был чужд закона, а просто шел навстречу людям, не имеющим закона, и тем самым в какие-то моменты допускал изменения. Например, с тем же самым обрезанием. Для Павла было принципиально, чтобы оно не было препятствием для вхождения в Церковь язычников, и он настаивал, что им не требуется обрезание.

Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Немощные – люди с немощной совестью, которые смущались, например от того, что можно было съесть кусок мяса. Напомню, что мясо считалось идоложертвенным, и люди с немощной совестью считали, что, съев кусочек мяса, осквернятся, съев идоложертвенное, каким-то образом станут причастны идолослужению. Помним, что апостол Павел много писал об этом в Первом послании к Коринфянам: если идол – это нечто несуществующее, тогда как можно оскверниться, вкусив идоложертвенное. Тем не менее в Послании к Римлянам он говорит о том, что сильные совестью должны носить немощи немощных. То есть надо идти на уступки. Если рядом с тобой немощный человек, который боится есть идоложертвенное мясо, то не ешь и ты, воздержись от мяса. И апостол Павел делает вывод, что для всех этих категорий: для иудеев, которые хотели стать христианами, для язычников, хотевших принять христианство, для тех, кто уже стал христианином, но боялся что-то сделать не так, он тоже находил подход. Для всех них он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых. Павел, наверное, понимал, что невозможно всех привести ко Христу, но хотя бы некоторых, и поэтому для всех он сделался всем.

Это очень важный христианский момент. В Послании к Коринфянам апостол Павел уже обозначал его некоторым образом, мы об этом говорили. Когда он спорил с коринфскими либертинистами, те говорили: «все мне позволительно», а Павел отвечал: «но не все мне полезно». Напомню, что, с одной стороны, в христианстве нет запретов в юридическом, законническом смысле – все позволительно. Но не все полезно. Апостол Павел понимает, что он может есть идоложертвенное мясо, христиане могут быть необрезанным, то есть из язычников напрямую переходить в христианство, – все это позволительно и нормально, но не всегда полезно: для миссии, для какого-то баланса в общине. Поэтому Павел, зная, что все позволительно, что нет запретов в юридическом смысле слова, говорит о том, что надо понимать, что полезно и что неполезно, надо руководствоваться принципом любви. В этом отрывке речь идет приблизительно о том же самом.

Мы уже пытались понять, почему принцип любви, осознанности, христианский принцип на несколько порядков выше, чем законнический принцип. И приводили в пример светофор: то, что идти надо на зеленый цвет, а на красный – стоять – это лишь договоренность. То есть по большому счету человек понимает, что цвета светофора могут быть и другими, как, скажем, в разных странах может быть принято правостороннее или левостороннее движение. Но для того чтобы никому не создавать проблем, мы этой договоренностью пользуемся: идем (или едем) на зеленый, а стоим на красный. Однако мы прекрасно понимаем, что если окажемся в других реалиях, то не будем доказывать, что зеленый цвет лучше красного и всегда на все времена должно быть только так. Нет, если эта договоренность поменяется, то сознательный человек спокойно примет новые условия, потому что это непринципиально. Такой человек всегда готов ограничить некую свою свободу ради общей пользы, ради того чтобы торжествовала любовь, чтобы – если говорить об апостоле Павле – больше людей оказывались в зоне охвата христианскими истинами. Это очень важная и тонкая мысль. Христианин уже живет где-то в своих глубинах, имеет Царство Божие в своем сердце, внутри себя, как говорит Господь. И главный принцип бытия для него именно в этом Царстве Божием.

Что касается царства кесаря, внешнего царства, каких-то государственных принципов и законов, любых других принципов, кроме Царства Божия, то все эти принципы – если они не противоречат Царству Божиему – христианин принимает. Он играет по правилам этой игры, понимает, что это игра, договоренность, но никогда не отождествляет себя с этими правилами: он всегда глубже, над этими правилами, он где-то там, в глубинах своего сердца, где есть Царство Божие, где царствует Христос. А все остальные правила – еще раз повторю – он может принимать, если они действительно полезны для общественной жизни или для проповеди христианства. Но при этом никогда не будет ставить знак равенства между своими глубокими внутренними принципами и принципами социальными, которые постоянно меняются в зависимости от страны, государственного строя и могут быть сегодня одни, а завтра другие. Всякий верующий во Христа является миссионером, поэтому, следуя завету апостола Павла, старается для всех становиться всем, чтобы спасти хотя бы некоторых.

Напоминаю так же о необходимости для нас с вами читать слово Божие, потому что в нем для нас с вами заключены великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь.

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать