Читаем Апостол. 18 ноября. День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели

18 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Фессалоникийцам. Глава 2, ст. 1–12.

 

1. Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,

2. не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

3. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,

4. противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

5. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

6. И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

7. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

8. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

9. того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,

10. и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

11. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,

12. да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

(2 Фес. 2, 1 – 12)

 

Мы прочитали отрывок, который является вероучительной сердцевиной Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам.

В прошлый раз мы начали разговор о том, что апостола Павла беспокоит поведение фессалоникийцев: они, ожидая скорого Пришествия Господня, перестают жить своей обыденной жизнью, делать необходимые дела, многие бездельничают, при этом разглагольствуют и сподвигают других к тому, что пора все оставлять, ведь Господь скоро придет. Мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что и в наши дни иногда случаются похожие ситуации: люди бросают все и говорят, что Господь вот-вот придет, поэтому не нужно ни трудиться, ни вести повседневную жизнь, ни есть, ни пить, а надо уходить в затвор. Иногда целые семьи так поступали, и дети, наверное, делали это не по своей воле, а подчиняясь воле родителей. Апостол Павел говорит о том, что у Дня Пришествия Господня будут свои признаки, то есть перед тем, как придет Господь, должны произойти определенные события, и он метафорически указывает на эти признаки.

Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Отступление – это перевод греческого слова αποστασία (апостасия), которое является очень важным в контексте библейской культуры. Оно отсылает нас к временам Маккавейской войны. Один правитель Антиох Епифан, возвращаясь с неудачного военного похода, проходил мимо Иудеи и решил «отыграться» на иудеях за свою неудачу. Он начал проводить реформы религиозного характера: сжигались священные тексты, притеснялись верующие иудеи, в том числе были смертные казни некоторых лучших представителей иудейского народа, фарисеев. Надо сказать, что в Новом Завете фарисей нами воспринимается как лицемер, законник, оппонент Христа, но во времена, когда иудеи боролись за свою веру, фарисеи подчас были самыми стойкими, самыми верными, и их распинали на крестах. Закончилось все это тем, что потом было названо «мерзостью запустения», когда в Иерусалимском храме была поставлена статуя Зевса и начались жертвоприношения перед этой статуей. Иудеи не выдержали этого, и началось восстание братьев Маккавеев, ревностных иудеев. Война продолжалась три с половиной года, и иудеи одержали победу. Поэтому и сама эта война, и ее срок стали символичными. Срок этой войны –это срок победы. А людей, которые во время этого противостояния отступили от веры в единого истинного Бога, называли «апостатами», то есть впавшими в отступление (αποστασία).

Как Антиохом Епифаном был поставлен идол, которого выдавали за Бога ( противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог) , так должно случиться и во времена, предшествующие Пришествию Господа Иисуса Христа. Когда апостол Павел писал Послание, ситуация некоторым образом повторялась. После императора Тиберия в Римской империи правил не совсем нормальный в психическом отношении император Калигула, про которого очень много написано, сказано и даже показано. Если раньше императоры только намекали в некоторой степени на провозглашение себя богами, то сумасшествие Калигулы в частности выражалось в том, что он велел признавать себя богом и прославлять себя как бога. Был издан указ о том, что везде, в том числе в Иерусалимском храме, должна быть его статуя как бога и покровителя Римской империи. Слава Богу, этот указ не был приведен в исполнение, иначе, конечно, вспыхнула бы еще одна война. Мы знаем, что война все же случилась в Иерусалиме, но позже, в 70-м году, когда город был разорен, разрушен, и иудеи отправились в рассеяние. То, о чем пишет апостол Павел, связано с событиями при Калигуле, кто-то будет выдавать себя за Бога, и он будет антибог, антихрист, как это часто называется в христианстве, хотя в данном контексте можно говорить не о противнике Христа, но об антиподе Бога, то есть человеке, который будет себя выдавать за Бога.

Это должно случиться в свое время, когда будет взят от среды удерживающий теперь . Вообще отрывок очень интересный и насыщенный, и на него неплохо было бы потратить больше времени, но мы должны вписываться в формат кратких бесед. О том, кто такой удерживающий , шло много споров. Например, в «Толковой Библии» Лопухина говорится о том, что это римская, имперская власть, сейчас часто говорят, что это православный император (византийский или российский), который удерживает день пришествия этого антихриста, удерживает тайну беззакония . Мы должны понимать, что какой бы ни был император, какая бы ни была власть, временами и сроками руководит только Сам Господь, поэтому когда Бог перестанет удерживать эту тайну беззакония в сокрытии, когда разрешит явиться этому сыну греха, антихристу или антибогу, тогда это и совершится. Он появится и будет царствовать какое-то время, а потом придет Господь Иисус Христос и убьет его духом уст Своих . То есть прежде чем наступит Славный и Страшный День Второго Христова Пришествия, до́лжно явиться отступлению, некоторой личности, которая будет называть себя богом.

Вот о чем по большому счету говорится в данном отрывке. Апостол Павел дает некоторые признаки того времени, которое будет предшествовать Христову Пришествию, для того чтобы люди не пытались в каком-то смысле поторопить его, не расслаблялись в своей обыденной жизни, своих житейских каждодневных обязанностях.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать