Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Второе послание к Фессалоникийцам. Глава 2, ст. 1–12.
1. Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2. не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4. противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6. И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9. того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10. и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12. да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
(2 Фес. 2, 1 – 12)
Мы прочитали отрывок, который является вероучительной сердцевиной Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам.
В прошлый раз мы начали разговор о том, что апостола Павла беспокоит поведение фессалоникийцев: они, ожидая скорого Пришествия Господня, перестают жить своей обыденной жизнью, делать необходимые дела, многие бездельничают, при этом разглагольствуют и сподвигают других к тому, что пора все оставлять, ведь Господь скоро придет. Мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что и в наши дни иногда случаются похожие ситуации: люди бросают все и говорят, что Господь вот-вот придет, поэтому не нужно ни трудиться, ни вести повседневную жизнь, ни есть, ни пить, а надо уходить в затвор. Иногда целые семьи так поступали, и дети, наверное, делали это не по своей воле, а подчиняясь воле родителей. Апостол Павел говорит о том, что у Дня Пришествия Господня будут свои признаки, то есть перед тем, как придет Господь, должны произойти определенные события, и он метафорически указывает на эти признаки.
Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Отступление – это перевод греческого слова αποστασία (апостасия), которое является очень важным в контексте библейской культуры. Оно отсылает нас к временам Маккавейской войны. Один правитель Антиох Епифан, возвращаясь с неудачного военного похода, проходил мимо Иудеи и решил «отыграться» на иудеях за свою неудачу. Он начал проводить реформы религиозного характера: сжигались священные тексты, притеснялись верующие иудеи, в том числе были смертные казни некоторых лучших представителей иудейского народа, фарисеев. Надо сказать, что в Новом Завете фарисей нами воспринимается как лицемер, законник, оппонент Христа, но во времена, когда иудеи боролись за свою веру, фарисеи подчас были самыми стойкими, самыми верными, и их распинали на крестах. Закончилось все это тем, что потом было названо «мерзостью запустения», когда в Иерусалимском храме была поставлена статуя Зевса и начались жертвоприношения перед этой статуей. Иудеи не выдержали этого, и началось восстание братьев Маккавеев, ревностных иудеев. Война продолжалась три с половиной года, и иудеи одержали победу. Поэтому и сама эта война, и ее срок стали символичными. Срок этой войны –это срок победы. А людей, которые во время этого противостояния отступили от веры в единого истинного Бога, называли «апостатами», то есть впавшими в отступление (αποστασία).
Как Антиохом Епифаном был поставлен идол, которого выдавали за Бога ( противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог) , так должно случиться и во времена, предшествующие Пришествию Господа Иисуса Христа. Когда апостол Павел писал Послание, ситуация некоторым образом повторялась. После императора Тиберия в Римской империи правил не совсем нормальный в психическом отношении император Калигула, про которого очень много написано, сказано и даже показано. Если раньше императоры только намекали в некоторой степени на провозглашение себя богами, то сумасшествие Калигулы в частности выражалось в том, что он велел признавать себя богом и прославлять себя как бога. Был издан указ о том, что везде, в том числе в Иерусалимском храме, должна быть его статуя как бога и покровителя Римской империи. Слава Богу, этот указ не был приведен в исполнение, иначе, конечно, вспыхнула бы еще одна война. Мы знаем, что война все же случилась в Иерусалиме, но позже, в 70-м году, когда город был разорен, разрушен, и иудеи отправились в рассеяние. То, о чем пишет апостол Павел, связано с событиями при Калигуле, кто-то будет выдавать себя за Бога, и он будет антибог, антихрист, как это часто называется в христианстве, хотя в данном контексте можно говорить не о противнике Христа, но об антиподе Бога, то есть человеке, который будет себя выдавать за Бога.
Это должно случиться в свое время, когда будет взят от среды удерживающий теперь . Вообще отрывок очень интересный и насыщенный, и на него неплохо было бы потратить больше времени, но мы должны вписываться в формат кратких бесед. О том, кто такой удерживающий , шло много споров. Например, в «Толковой Библии» Лопухина говорится о том, что это римская, имперская власть, сейчас часто говорят, что это православный император (византийский или российский), который удерживает день пришествия этого антихриста, удерживает тайну беззакония . Мы должны понимать, что какой бы ни был император, какая бы ни была власть, временами и сроками руководит только Сам Господь, поэтому когда Бог перестанет удерживать эту тайну беззакония в сокрытии, когда разрешит явиться этому сыну греха, антихристу или антибогу, тогда это и совершится. Он появится и будет царствовать какое-то время, а потом придет Господь Иисус Христос и убьет его духом уст Своих . То есть прежде чем наступит Славный и Страшный День Второго Христова Пришествия, до́лжно явиться отступлению, некоторой личности, которая будет называть себя богом.
Вот о чем по большому счету говорится в данном отрывке. Апостол Павел дает некоторые признаки того времени, которое будет предшествовать Христову Пришествию, для того чтобы люди не пытались в каком-то смысле поторопить его, не расслаблялись в своей обыденной жизни, своих житейских каждодневных обязанностях.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!