Читаем Апостол. 18 мая. Они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие

18 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 14, ст. 20–27. 

20Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.

21Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

23Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

24Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.

27Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем путешествовать вместе с апостолом Павлом и Варнавой. Иоанн Марк их покинул, когда они только прибыли в Памфилию, и они остались вдвоем с Варнавою. Заметьте, что с того момента, как Павел отправился в путешествие, прибыл на остров Кипр, автор «Деяний», евангелист Лука, называет его только римским именем Павел. Именем Савл апостол Павел никогда уже больше не называется на страницах книги «Деяний», начиная с 13-й главы.

Сегодня мы прочитали отрывок, немного перепрыгнув начало 14-й главы. На самом деле частично мы читали отрывок из14-й главы частично в день Преполовения. Это был рассказ о визите Павла и Варнавы в город Листру, как их приняли за богов – за Зевса и Гермеса, и вначале хотели принести им жертву. А что случилось потом? Если мы вернемся на один стих раньше, увидим, что случилось в Листре: «Из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедовали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим». Вот как бывает, братья и сестры. Сначала приняли за богов, испугались. Мы говорили о том, что в истории Листры был такой случай, по крайней мере, в мифологии, который был очень устойчивый, и многие люди имели в голове мысль о том, что боги могут спуститься и наказать этот город, как когда-то стереть дотла. Поэтому, испугавшись, что Павел и Варнава – это опять Зевс и Гермес, спустившиеся с Олимпа, решили принести им жертву. Потом Павел и Варнава отказались от божественных почестей, стали проповедовать, как здесь написано. В итоге, из городов, где они проповедовали до этого, Антиохии и Иконии, пришли иудеи, возбудили всех и побили Павла камнями, вытащили за город, почитая умершим. Интересно закончилось его посещение этого города. Сначала чуть ли не превознесли до небес, не воздали божественной почести, потом почти до смерти забили камнями. Народ есть народ, и иногда не просто понять, куда все может повернуться. Тем не менее, мы видим, что Павел не ломается, а идет вперед. Пройдя все эти города в одну сторону, он потом возвращается и опять проходит через них, о чем мы и читаем: «Когда же ученики собрались около него, он встал» (это после того, как его избили, почитая умершим), «и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию». То есть, он еще пошел в Листру, там переночевал, а потом удалился с Варнавою в Дервию. «Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию».  Про Антиохию Писидийскую мы слышали. Вообще городов с названием Антиохия в то время было около четырнадцати. Конечно, Антиохия Сирийская была самым большим городом из Антиохий, а Антиохия Писидийская была не таким большим городом, но тоже носила это название. Икония – также город в Малой Азии на пути первого миссионерского путешествия апостола Павла. Кстати, город в современности имеет очень похожее название - Конья. Кто бывал в Турции как турист, пытался посмотреть достопримечательности этой страны, тот знает, что есть, действительно, такой город в Турции. Он считается одним из древнейших городов мира. Понятно, что город этот имеет домусульманскую, дохристианскую историю. Но главное то, что Павел проходит опять через эти города, несмотря на то, что его не очень хорошо там приняли. В частности, мы прочитали сегодня, как закончился его визит в Листру. Тем не менее, он идет обратно и утверждает христиан в вере, как здесь и написано: «…утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Действительно, христианин всегда терпит скорбь (по-гречески «θλίψη» - внешнее давление). И в тех условиях, в которых Павел проповедовал, в которых его слушали, нельзя было вообще видеть каких-то других перспектив, кроме того, что тебя постоянно будут побивать, притеснять, что происходило с Павлом и другими христианами, попадавшими в такую ситуацию. Поэтому, конечно, нужно было их увещевать, укреплять, что многими скорбями, страданиями, гонениями христиане войдут в Царство Божие.

Дальше написано: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». Интересный момент. Происходит рукоположение во пресвитеров. Вот, наверно, один из первых примеров, что апостолы, распространив христианство на достаточно немалую территорию по тем меркам и уходя из этих территорий, должны были оставить кого-то, кто отвечал бы за эту церковь на месте. Поскольку апостолы – это проповедники, которые путешествуют, распространяют веру. Итак, происходит рукоположение. Рукоположение, руковозложение – древний способ передачи некой благодати, некой внутренней власти. А пресвитеры – это одна из степеней священства. И сейчас есть епископы, пресвитеры и диаконы. Пресвитер (греч. πρεσβύτερος) – это старейшина, староста (по-латински «сенатор». Об этом мы говорили, когда читали книгу «Апокалипсис»). Итак, пресвитеры, сенаторы, старейшины – это те люди, которым доверяли все остальные окружающие христиане, те, которые были авторитетны и в глазах апостолов, и в глазах общины.  И их часто выдвигала, избирала сама община, а апостолы, впоследствии епископы, когда уже выделились из пресвитеров (потому что вначале это было одно и то же), их рукополагали, делали их старейшинами, старостами. Но никогда не употреблялось слово «Ἱερεύς» - священник. Священник и иерей – одно и то же, только иерей – по-гречески, а священник – по- русски. Это слово специально избегалось христианами, потому что всегда означало ветхозаветное, языческое священство, каких-то особых людей, чуть ли не людей из другого теста. Здесь же человек оставался таким, как остальные, просто он предстоял, становился старостой, старейшиной, но ни в коем случае не качественно отличающимся от всех остальных людей. 

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы