Читаем Апостол. 18 марта. И от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный…

18 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня пятница первой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом святого Иоанна Богослова. Напомню: это связано с тем, что в будние дни Великого поста не читаются отрывки из Нового Завета.

В прошлый раз мы остановились на 4-м стихе 1-й главы, то есть успели прочитать еще не очень много. Это связано с тем, что мы много внимания уделили рассуждению об имени Божием. В прошлый раз мы посвятили всю беседу теме откровения имени Божиего в Ветхом Завете. «Эхъе ашер эхъе» по-еврейски означает «Я буду Таким, Каким Я буду». Яхве – это другая форма имени, открытая Моисею, которая переводится как «Присутствующий» или «Он присутствует». Это связано с тем, что Господь, отвечая на вопрос Моисея о Его имени, сохраняет Свою независимость, трансцендентность. Он обещает Моисею, что будет с ним и с народом, но Каким именно Он будет – не говорит. Когда переводили с еврейского языка на греческий, то передали это понятие как «Сущий, подлинно Существующий, абсолютно Существующий». Эта мысль тоже справедлива по отношению к Богу, но она немного искажает тот смысл, который был изначально вложен в еврейский текст, описывающий явление Бога Моисею.

В Апокалипсисе как раз присутствует это название Бога: Который есть и был и грядет. О Боге часто говорилось, что Он есть, был и будет. Причем такое понятие было как в иудейской среде, так и в языческой, где так говорили про особо важных богов. В некоторых источниках даже встречается такой образец: «Зевс был, Зевс есть и Зевс будет». Мы знаем, что так иногда говорили и про знаменитых, авторитетных людей. Здесь есть важный момент: Который есть и был и грядет, то есть идет, а не просто «будет». Вроде бы, смысл похож, но не совсем. Дело в том, что когда мы говорим, что Бог был, есть и будет, мы имеем в виду, что Бог всегда присутствует: Он всегда был в прошлом, есть в настоящем и будет в будущем, при этом Он независим от мира, вечен в Своей независимости, трансцендентности. А когда мы говорим грядет, это означает, что Бог придет в этот мир, это свидетельствует о Его связи с этим миром: о том, что, сотворив этот мир, Бог не забыл о нем, Он руководит историей этого мира. В конце концов Он придет в этот мир и свершится то, о чем повествует Апокалипсис: Царство Небесное реализуется на земле. «Да будет воля Божия как на небе, так и на земле», – так говорим мы с вами в молитве Господней.

Слово грядет важно, так как говорит о том, что Бог вместе со Своим народом, в данном случае с христианами, которым в то время было очень тяжело. Апокалипсис был написан спустя некоторое время после начала политических гонений на христиан именно за то, что они были христианами. Это было при императоре Домициане в 90-х годах I века. Конечно, христиане нуждались в утешении, в надеждена то, что Бог не просто существует где-то независимо, а придет к ним на помощь, победит их врагов и даст самим христианам праздновать победу вместе со Христом.

Буквально одна фраза Который есть и был и грядет, но мы говорим о ней достаточно много времени, поскольку в этом определении Бога заключена огромная глубина и смысл. А также это говорит о том, что Апокалипсис – чрезвычайно богатая образами и смыслом книга.

1:4. <…> Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,

1:5. и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.

Здесь упоминается Сам Бог, на третьем месте Иисус Христос, а в середине семь духов, находящихся перед престолом Его (Небесного Бога). По этому поводу есть разные толкования, и одно из них говорит о том, что семь духов – метафорическое наименование Духа Святого. Когда Иоанн Богослов писал книгу Откровение, еще не было сформулированного богословия, в том числе Троического об Отце, Сыне и Святом Духе. Эта формулировка в законченном виде появилась несколько позднее, когда уже проводились Вселенские Соборы, на которых все это и обсуждалось. Как в посланиях апостола Павла, так и у Иоанна Богослова мы видим, что когда автор говорит о Троице, об Иисусе Христе и об отношении Иисуса Христа к Богу Отцу, это может быть выражено в достаточно свободной форме, в авторском, творческом осмыслении. Здесь Дух Святой действительно мог метафорически называться семью духами, поскольку цифра семь играет большую роль в Библии вообще и в Апокалипсисе в частности: семь является числом полноты. Бог сотворил мир за шесть дней, и седьмой день, когда Бог пребывает в покое, продолжается до сих пор, то есть семь дней – число существования мира в его полноте. Также есть другая версия, согласно которой семь духов – это полнота служебных духов, которые служат перед Престолом Небесного Владыки. Обе версии имеют право на существование.

На третьем месте – Иисус Христос. Для нас это нетрадиционно, обычно мы говорим: Отец, Сын, Святой Дух. Если считать, что семь духов – это метафорическое изображение Духа Святого, то получается, что сначала Отец, потом Дух Святой, потом Иисус Христос. Повторю, что связано это с тем, что еще не было общепринятых формул, которыми бы обозначалась Святая Троица и выражалась Троическая терминология. Поэтому само место могло быть изменено: Иисус Христос вместо традиционного второго места стоит на третьем после этих семи духов.

Об Иисусе Христе говорится в 5-м стихе, что Он есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Слово свидетель (по-гречески «martis») часто употребляется по отношению ко Христу, потому что Он свидетельствовал о Боге, о том, что Бог есть Любовь, и всей Своей жизнью показал это, отдав Свою жизнь за людей. Также свидетелями назывались и верные христиане. Это понятие чрезвычайно важно для Апокалипсиса, мы не раз столкнемся с этим словом. Свидетель – это тот, кто свидетельствует о любви Христовой и о том, что он готов быть верным Христу даже до смерти. Эта верность часто предполагала мученичество, страдание. Слово «martis» иногда просто транслитерировали, как в латинском языке (и тогда «martis» превращался в «martir»), либо просто переводили по внешнему признаку: раз свидетелей часто мучили и убивали, значит они мученики, поэтому у нас слово «martis» часто переводили как «мученик». Мы должны помнить, что главное в этом свидетельстве само свидетельство – стойкость, верность Христу. Она может заканчиваться мученичеством, а может не заканчиваться, главное, чтобы человек оставался верным свидетелем.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать