Читаем Апостол. 18 июня. Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян

18 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 28, ст. 1–31.

 

1. Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.

2. Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.

3. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.

4. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.

5. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.

6. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.

7. Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.

8. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.

9. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы,

10. и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.

11. Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове,

12. и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.

13. Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол,

14. где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.

15. Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.

16. Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.

17. Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.

18. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти;

19. но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.

20. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.

21. Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.

22. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.

23. И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.

24. Одни убеждались словами его, а другие не верили.

25. Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию:

26. пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.

27. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

28. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.

29. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.

30. И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,

31. проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.

(Деян. 28, 1–31)

 

Напомню, что в 27-й главе речь шла о кораблекрушении. Все спаслись, хотя корабль и погиб.

1. Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.

2. Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.

Мы видим, что остров называется Мелит. В современных переводах обычно приводится его нынешнее название: Мальта. Знаменитый остров, сейчас это даже отдельное государство. Есть очень много разных вариантов в рукописях, но большинство толкователей сходятся в том, что это все-таки то, что мы сейчас называем Мальтой.

3. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.

4. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.

5. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.

6. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.

Интересный эпизод, братья и сестры. Мы видим отношение обычных людей к некоторым событиям. Сначала Павла кусает змея, и им кажется, что этот человек особенно грешен, раз его, спасшегося от кораблекрушения, Бог карает через укус змеи. Кстати, в греческой мифологии был сюжет, когда преступник спасся с кораблекрушения, но в конце концов наказание настигло его именно через укус змеи. Может быть, здесь есть некая аллюзия. Хотя, туземцы острова Мальта, возможно, не так хорошо знали какие-то мифологические мотивы, но кто знает, возможно, этот мотив был им знаком или действовал стереотип: если человек попадает в такую ситуацию, пережив кораблекрушение, то он особо тяжкий преступник. Потом они увидели, что с Павлом ничего не случилось, и появилось диаметрально противоположное мнение: значит, это какое-то божество. Вот что такое народная молва, народная слава и как порой невысока цена этой славы.

7. Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.

8. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.

9. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы,

10. и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.

Мы видим, как апостол Павел проповедует и исцеляет на Мальте. То есть где он оказывается, куда Бог приводит, там он и проповедует.

11. Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове…

Это было время, когда навигация не осуществлялась, поэтому пришлось переждать. Как только стало возможно, они поплыли на александрийском корабле, который назывался «Диоскуры». Согласно мифологии Диоскуры – это небесные близнецы, дети Зевса и земной женщины Леды: Кастор и Поллукс. В их честь иногда называли корабли, потому что считалось, что созвездие Близнецы несет успех мореплавателям.

12. …и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.

Сиракузы находятся уже совсем близко к Риму, это город на знаменитом острове Сицилия, родина Архимеда.

13. Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол,

14. где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.

Путеол – это уже конечная точка, порт, куда, как правило, приходили корабли со стороны Александрии. Дальше путешествие осуществлялось пешком, потому что до Рима можно было добираться по земле.

15. Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.

16. Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.

Поскольку Павел имел римское гражданство, у него были некоторые привилегии и он находился не в тюрьме, а под домашним арестом, что было большим преимуществом. Римляне, как мы говорили, чтили свой закон, поэтому, если уж человек был римским гражданином, то несмотря ни на что он мог пользоваться своими привилегиями.

17. Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.

18. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти;

19. но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.

20. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.

21. Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.

22. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.

23. И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.

24. Одни убеждались словами его, а другие не верили.

25. Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию:

26. пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.

27. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

28. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.

29. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.

В Риме среди иудеев происходит разделение, подобное тому, что происходило во всех других городах: кто-то верует, кто-то не верует. Павел здесь цитирует пророка Исаию: Бог предвидел, что будут люди, которые не смогут открыть свои духовные очи и уши, не смогут открыть свое сердце, чтобы принять Бога и чтобы Он их исцелил. Это, к сожалению, участь любой проповеди, любой истины, которую проповедуют: кто-то принимает (иногда таких людей не так много), кто-то не принимает (бывает, что таких большинство). Поэтому здесь апостол Павел сталкивается со стандартной ситуацией, но все равно проповедует.

30. И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,

31. проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.

По крайней мере два года Павел живет в Риме, проповедует, и число христиан увеличивается.

Книга имеет как будто немного «открытый» конец. Кто-то говорил, что апостол Лука хотел написать еще одну книгу о событиях в Риме, связанных с апостолом Павлом. Кто-то из толкователей говорит, что задумка в том и была, чтобы «довести» апостола Павла до Рима и сказать, что он там проповедовал, а об его смерти не говорить. Мы знаем из предания, что в конце концов Павел был усечен мечом в Риме. Тем не менее он осуществил свое желание, попав в Рим и успев там проповедовать.

Мы с вами завершили Книгу деяний. Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы