Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание Петра. Глава 4, ст. 12–19; глава 5, ст. 1-5.
4:12. Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
4:13. но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
4:14. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
4:15. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
4:16. а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
4:17. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
4:18. И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
4:19. Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
5:1. Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
5:2. пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
5:3. и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
5:4. и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5:5. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(1 Пет. 4, 12–5, 5)
Этот отрывок, дорогие братья и сестры, тоже некогда был нами прочитан, и мы обращали внимание в большей степени на концовку 4-й главы, где апостол Павел говорит о том, что христианину не страшно и не стыдно пострадать за правду, за Христа. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, так как это наоборот будет позорить имя христианина.
17-й стих 4-й главы тоже интересен: Ибо время начаться суду с дома Божия. Мы тогда говорили, что христианам, принадлежащим к Церкви, очень важно понимать: именно с них начнется суд, потому что им больше дано, а кому больше дано, с того больше и спросится. Нам всем, христианам, людям Церкви, в том числе пастырям, нужно всегда об этом помнить и в первую очередь смотреть на то, как мы себя ведем, как живем, именно это подвергать анализу, внутренней оценке и в меньшей степени судить других. Есть прекрасная поговорка: занимайся своими грехами, и на чужие грехи у тебя просто не останется времени.
5-я глава начинается с увещевания пастырей, которые поставлены благодатью Божией пасти верных чад Церкви Божией. Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. Очень важные стихи, дорогие братья и сестры, в особенности 2-й и 3-й. Здесь апостол Петр дает наставления пастырям на все времена: надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. Если человек принял решение стать пастырем, он должен понимать, что ему придется жить жизнью своей паствы, жертвовать своим временем и временем, которое он мог бы провести с родными, ради того, чтобы пасти стадо Христово, делая это богоугодно, охотно и без принуждения. Если пастырство становится для священнослужителя работой, игом неподъемным, то это, конечно, всегда очень печально и трагично. В любой работе трагично, когда человек работает не по призванию, например, врачом, учителем, ведь это профессии, тоже связанные с общением с людьми. Тем более печально, если это происходит у священнослужителей. Такое, к сожалению, бывает, и даже в какой-то православной прессе были рассуждения на тему, как священнику избежать «профессионального выгорания». Апостол Петр говорит, что служить нужно охотно, вдохновенно, чтобы хотелось заниматься своим делом.
Здесь есть предупреждение: не для гнусной корысти. Эта тема широко обсуждается в наше время. Она, конечно, дискуссионна и в определенной степени болезненна. Кто-то поднимает ее из-за недоумения или благого помысла. Есть очень много противников у Церкви, которые разбирают, смакуют всю эту грязь, по всякому поводу цепляясь к священнослужителям, иерархам относительно корыстолюбия, гнусной корысти. Мы понимаем, что критики всегда были и будут у тех людей, которые служат Богу и являются представителями Церкви Христовой. Вопрос в том, чтобы мы сами, пастыри, представляющие лицо Церкви, критично относились к самим себе, не допускали «выгорания» и чтобы священническое дело не превращалось в дело избыточного заработка. Каждому разумному человеку понятно, что священнослужители – это тоже люди из плоти и крови, им тоже нужно во что-то одеться, что-то есть и где-то жить (мне кажется, здесь даже не требуется никаких комментариев), но важно, чтобы каждый человек сам отвечал за себя и разумно, по-христиански определял границы своих потребностей. Как говорит в одном из своих посланий апостол Павел: «Чтобы попечения о плоти не превращались в похоть».
Есть и другой важный момент в 3-м стихе. Петр призывает пасти стадо Божие, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. Это означает, что пастырь ни в коем случае не должен думать, что это его стадо, его люди, а он среди них хозяин и властелин, поэтому может направо и налево распоряжаться человеческими судьбами. Это пагубное, ошибочное мнение. О нем тоже много писалось, выходили книги, сборники статей о духовничестве, о «младостарчестве» и т.д. У владыки Антония Сурожского была прекрасная статья, которая называлась очень трогательно: «Берегитесь, братья мои, священники». Действительно, к священнику относятся как к человеку, который может что-то посоветовать, иногда даже определить судьбу человека. Бывает так, что священник, еще не имея достаточного духовного и даже житейского опыта, раздает советы, и люди поступают согласно этим советам, перекладывая ответственность за свою жизнь на духовника. Иногда это и людям удобно, и самому священнику начинает нравиться – он входит в роль «младостарца». Один из настоящих современных старцев, когда его спросили: «Есть ли еще в Русской Церкви старцы, к которым можно обратиться?» – ответил: «Стариков много, а старцев я уже практически не знаю».
Очень важно, братья и сестры, знать: понятие «старец» очень тонкое и здесь тоже нужно быть очень самокритичным. Лучше попытаться пройти вместе с человеком какой-то путь, ведя его к чему-то, чем просто давать готовые советы, направо и налево распоряжаясь человеческими судьбами и человеческими душами. Лучше быть не каким-то якобы высокодуховным гуру, который определяет жизнь человека от «А» до «Я», а быть проводником: вести человека по пути, но всегда оставлять за ним свободу выбора, чтобы человек был готов нести ответственность за принятое решение и вообще за всю свою жизнь.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!