Читаем Апостол. 18 февраля. Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия

18 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание Петра. Глава 4, ст. 12–19; глава 5, ст. 1-5.

 

4:12. Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,

4:13. но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

4:14. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

4:15. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;

4:16. а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

4:17. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?

4:18. И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?

4:19. Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.

5:1. Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:

5:2. пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,

5:3. и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;

5:4. и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

5:5. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

(1 Пет. 4, 12–5, 5)

 

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, тоже некогда был нами прочитан, и мы обращали внимание в большей степени на концовку 4-й главы, где апостол Павел говорит о том, что христианину не страшно и не стыдно пострадать за правду, за Христа. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, так как это наоборот будет позорить имя христианина.

17-й стих 4-й главы тоже интересен: Ибо время начаться суду с дома Божия. Мы тогда говорили, что христианам, принадлежащим к Церкви, очень важно понимать: именно с них начнется суд, потому что им больше дано, а кому больше дано, с того больше и спросится. Нам всем, христианам, людям Церкви, в том числе пастырям, нужно всегда об этом помнить и в первую очередь смотреть на то, как мы себя ведем, как живем, именно это подвергать анализу, внутренней оценке и в меньшей степени судить других. Есть прекрасная поговорка: занимайся своими грехами, и на чужие грехи у тебя просто не останется времени.

5-я глава начинается с увещевания пастырей, которые поставлены благодатью Божией пасти верных чад Церкви Божией. Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. Очень важные стихи, дорогие братья и сестры, в особенности 2-й и 3-й. Здесь апостол Петр дает наставления пастырям на все времена: надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. Если человек принял решение стать пастырем, он должен понимать, что ему придется жить жизнью своей паствы, жертвовать своим временем и временем, которое он мог бы провести с родными, ради того, чтобы пасти стадо Христово, делая это богоугодно, охотно и без принуждения. Если пастырство становится для священнослужителя работой, игом неподъемным, то это, конечно, всегда очень печально и трагично. В любой работе трагично, когда человек работает не по призванию, например, врачом, учителем, ведь это профессии, тоже связанные с общением с людьми. Тем более печально, если это происходит у священнослужителей. Такое, к сожалению, бывает, и даже в какой-то православной прессе были рассуждения на тему, как священнику избежать «профессионального выгорания». Апостол Петр говорит, что служить нужно охотно, вдохновенно, чтобы хотелось заниматься своим делом.

Здесь есть предупреждение: не для гнусной корысти. Эта тема широко обсуждается в наше время. Она, конечно, дискуссионна и в определенной степени болезненна. Кто-то поднимает ее из-за недоумения или благого помысла. Есть очень много противников у Церкви, которые разбирают, смакуют всю эту грязь, по всякому поводу цепляясь к священнослужителям, иерархам относительно корыстолюбия, гнусной корысти. Мы понимаем, что критики всегда были и будут у тех людей, которые служат Богу и являются представителями Церкви Христовой. Вопрос в том, чтобы мы сами, пастыри, представляющие лицо Церкви, критично относились к самим себе, не допускали «выгорания» и чтобы священническое дело не превращалось в дело избыточного заработка. Каждому разумному человеку понятно, что священнослужители – это тоже люди из плоти и крови, им тоже нужно во что-то одеться, что-то есть и где-то жить (мне кажется, здесь даже не требуется никаких комментариев), но важно, чтобы каждый человек сам отвечал за себя и разумно, по-христиански определял границы своих потребностей. Как говорит в одном из своих посланий апостол Павел: «Чтобы попечения о плоти не превращались в похоть».

Есть и другой важный момент в 3-м стихе. Петр призывает пасти стадо Божие, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. Это означает, что пастырь ни в коем случае не должен думать, что это его стадо, его люди, а он среди них хозяин и властелин, поэтому может направо и налево распоряжаться человеческими судьбами. Это пагубное, ошибочное мнение. О нем тоже много писалось, выходили книги, сборники статей о духовничестве, о «младостарчестве» и т.д. У владыки Антония Сурожского была прекрасная статья, которая называлась очень трогательно: «Берегитесь, братья мои, священники». Действительно, к священнику относятся как к человеку, который может что-то посоветовать, иногда даже определить судьбу человека. Бывает так, что священник, еще не имея достаточного духовного и даже житейского опыта, раздает советы, и люди поступают согласно этим советам, перекладывая ответственность за свою жизнь на духовника. Иногда это и людям удобно, и самому священнику начинает нравиться – он входит в роль «младостарца». Один из настоящих современных старцев, когда его спросили: «Есть ли еще в Русской Церкви старцы, к которым можно обратиться?» – ответил: «Стариков много, а старцев я уже практически не знаю».

Очень важно, братья и сестры, знать: понятие «старец» очень тонкое и здесь тоже нужно быть очень самокритичным. Лучше попытаться пройти вместе с человеком какой-то путь, ведя его к чему-то, чем просто давать готовые советы, направо и налево распоряжаясь человеческими судьбами и человеческими душами. Лучше быть не каким-то якобы высокодуховным гуру, который определяет жизнь человека от «А» до «Я», а быть проводником: вести человека по пути, но всегда оставлять за ним свободу выбора, чтобы человек был готов нести ответственность за принятое решение и вообще за всю свою жизнь.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать