Читаем Апостол. 18 декабря. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности

18 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 7, ст. 18–25.

 

18. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,

19. ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20. И как сие было не без клятвы, —

21. ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, —

22. то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;

24. а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,

25. посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

(Евр. 7, 18 – 25)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами читаем продолжение 7-й главы, правда, с некоторым пропуском. В прошлый раз мы закончили читать на 6-м стихе 7-й главы, а сегодня продолжили с 19-го стиха. Однако тема продолжается та же: апостол Павел говорит о том, что таинственный ветхозаветный первосвященник и царь Салима Мелхиседек является прообразом Иисуса Христа, Который является священником вовек по чину Мелхиседека. Это цитата из 109-го псалма; те, кто читают Псалтирь, конечно, помнят этот момент. Именно в этом псалме сказано: вовек, то есть Давид пророчествовал, что по чину Мелхиседека священник будет вовек, то есть вечным, непреходящим священником. Эти слова, по мысли апостола Павла, относятся ко Христу, Который будет вечным Первосвященником и тем самым превосходящим ветхозаветных священников из колена Левина.

Начинается сегодняшний отрывок с 18-го стиха, где апостол Павел констатирует факт: Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. Хотя мы и говорили, что стиль Послания к Евреям несколько отличается от стиля общепризнанных посланий апостола Павла, тем не менее содержащиеся в нем мысли без сомнения принадлежат Павлу. Кто бы ни наносил текст на бумагу, мы видим, что задача здесь прежняя: показать, что закон и ветхозаветная законническая праведность не могли приводить человека к спасению, приближать человека к Богу. Поэтому бывшая заповедь, бывшее законническое мировосприятие отменяется по причине бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства.

Мы помним, что слово совершенство, совершенный, по-гречески τέλειος, переводится как «достигший цели». Когда мы говорим о совершенстве, то понимаем его уже немного по-другому, так как слова со временем несколько меняют свое значение. Сейчас мы подразумеваем что-то прекрасное, высоко моральное, близкое к идеалу. Поэтому когда говорится, что закон ничего не довел до совершенства, имеется в виду, что закон не мог достигнуть цели приближения человека к Богу, не мог дать человеку спасение. Об этом во всех посланиях апостола Павла написано черным по белому. Мы читали пока не все послания, например, нам еще предстоит прочитать Послание к Римлянам, в котором, как нигде, красочно, ярко и подробно разбирается эта тематика. Вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу, то есть вводится нечто лучшее, чем ветхозаветный закон и ветхозаветное священство, чтобы человек все же приблизился к Богу.

И как сие было не без клятвы, — ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Подтверждение словами псалма того, что Господь клялся: будет священник вовек по чину Мелхиседека. Этот священник, по мысли апостола Павла, и есть Иисус Христос: лучшего завета поручителем соделался Иисус.

Дальше Иисус сравнивается с ветхозаветными священниками: Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Мысль здесь, с одной стороны, очень прозрачна: действительно, как могли быть вечными священники Ветхого Завета, когда смерть им в этом препятствовала? Все мы смертны, никто из нас не вечен. А Иисус Христос, будучи Богом и человеком, вечен, и Он вознес человечество одесную Бога Отца и пребывает в таком положении вечно. Его первосвященство, Его ходатайство имеет вечный характер. Во Христе Иисусе мы имеем единого и непреходящего Первосвященника. Очень важно понимать, что наше с вами упование, надежда на наше с вами спасение находится только во Христе Иисусе, Он наш единственный первосвященник.

Конечно, в Новом Завете мы называем людей священниками, иереями, но не вкладываем в это понимание, которое было в Ветхом Завете. Имеется в виду, скорее, пресвитер – это более христианское наименование священнослужителя. Пресвитер – старейшина, первый среди равных. Пресвитеров избирала сама община, и качественно они ничем не отличались от остальных. А в древности священники, тем более первосвященники, считались люди «другого качества», небожителями. В язычестве и Ветхом Завете первосвященник был очень серьезной фигурой; в Новом Завете первосвященник у нас один – Иисус Христос, а мы, священники – пастыри, иереи, пресвитеры – являемся служителями,. Когда нас рукополагают во священников, нас рукополагают именно в пресвитеры. Архиерей, читая молитву над ставленником, произносит: «Из диакона во пресвитеры». Это знак того, что издревле рукополагали именно в пресвитеры, а не в иереи и не в священники. Слово иерей (в переводе на русский язык «священник») просто заимствовано из Ветхого Завета, даже из языческого мира. Никакого отношения к тому пониманию священства у этого понятия нет. Первосвященник в сакральном смысле слова у нас действительно один – Иисус Христос, и в Нем все наше упование, все наше спасение.

По большому счету, даже религиозность в ветхозаветном понимании (среди язычников или иудеев) тоже, как это ни странно, не свойственна христианству. Хочется вспомнить мысль, которую, если не ошибаюсь, первым выразил протопресвитер Александр Шмеман: «Иисус Христос – это не родоначальник какой-то новой религии, это конец религии». Если до Христа требовались особые люди, которые должны были бесконечно приносить жертвы, осуществлять связь человека с Богом, то во Христе Иисусе все это неактуально. Он пришел и сказал: «Я и Отец – одно, а пребывающий в Отце, пребывает во Мне», следовательно, уже здесь и сейчас с нами Бог. Когда Иисус Христос, Эммануил, рождался, к Нему было адресовано слово, которое мы читаем в Евангелии от Матфея: «С нами Бог! Бог родился!». Религия в ветхом смысле слова уже неактуальна, мы можем здесь и сейчас быть с Богом, в Боге, а Бог Дух Святой может быть внутри нас. Поэтому первосвященство Христа как вечного, непреходящего священника низвергает всю религиозность в ветхом смысле этого слова. Во Христе мы имеем уже не религию (опять же в ветхом понимании этого слова), а живые доверительные отношения с Богом. Самосознание Церкви, самосознание христиан должно быть именно таким. Мы должны мыслить себя не как какую-то из религий, а как преодоление религии и вхождение с Богом в живые непосредственные отношения детей и любящего Отца.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать