Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Откровение Иоанна Богослова.
В будние дни великопостного периода мы продолжаем размышлять над книгой Апокалипсис Иоанна Богослова, так как отрывки из Апостола (как и Евангелия) за богослужениями этих дней не читаются.
В прошлый раз мы остановились на 7-й главе. Напомню, что глава 6 заканчивается вопросом: кто устоит в день Суда Божия? Когда будет снята седьмая печать, то начнется апокалипсис и последние события этого мира, даже те, которые будут после окончания бытия этого мира. Кто же устоит перед гневом Божиим? Напомню: «гнев» с библейской точки зрения – это «суд». В прошлый раз мы прочитали девять стихов 7-й главы, которые говорят о том, что будут некие запечатленные. Иоанн Богослов слышит, что запечатленных будет сто сорок четыре тысячи, и это будет колено Израилево, то есть потомки детей Иакова, но видит он несметное множество этих запечатленных, причем из всех народов, колен, языков, племен, без этнических ограничений. Все христиане будут запечатлены, и их будет очень много. Смысл христианства в том, чтобы распространить Евангелие среди как можно большего количества людей, конечно, не навязывая, не огнем и мечом, а через проповедь, дела любви и милосердия. В Ветхом Завете все-таки доминировала мысль исключительности, замкнутости. В христианстве такого ни в коем случае быть не должно. Христиане – люди, идущие в мир ради того, чтобы было спасено как можно больше людей. Если христиане мыслят о себе как о какой-то маленькой кучке людей, которая должна замкнуться и радоваться тому, что они спасутся, а остальные погибнут, то в этом есть серьезное искажение и откат в ветхозаветное мировосприятие.
10. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
11. И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу,
12. говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
13. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
14. Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
15. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
16. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:
17. ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
(Откр. 7, 10 – 17)
Очень красивый отрывок, где говорится как раз об этих запечатленных. Они восклицают: спасение Богу нашему. Слово спасение иногда имело смысловой оттенок победы. Бог победит, несмотря на все трудности. Напомню, что Апокалипсис был написан в трудные времена, когда гонения на христиан были впервые открыты в общеполитическом масштабе. В будущем эти гонения продолжились. Можно сказать, что основа у этих гонений появилась именно благодаря императору Домициану, который в 90-х годах I века стал придавать огромное значение культу императора, то есть самого себя. Христиане были осуждаемы за то, что они не поклонялись языческим богам, в том числе богине Роме, символизировавшей сильную Римскую империю, и императору, который тоже почитался как бог (по крайней мере Домициан требовал такого поклонении). В будущем гонения касались христиан тоже во многом за их нелояльность к римской администрации. В начале IV века был последний, но, наверное, самый страшный период гонений при императоре Диоклетиане, а уже в 312 году наступает индикт императора Константина, который дает христианам свободу. Позже христиане потихоньку становятся доминирующей религиозной группой, потом христианство становится государственной религией. Тем не менее три века гонений христианам все-таки пришлось перенести. В этом смысле книга Апокалипсис служит серьезнейшим утешением. Запечатленные говорят, что, несмотря на все трудности, все равно победит Бог, даже если сейчас это неочевидно.
11. И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу,
12. говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
13. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? – Напомню, двадцать четыре старца, то есть пресвитера или по-латински сенатора, участвуют в Небесной литургии.
14. Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби, – напомню, слово скорбь – это, в первую очередь, гонения, притеснения, – они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
15. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
Очень интересный образ приводится в 15-м стихе, это еще одно подтверждение того, как важно понимать, откуда идет корень того или иного образа, а главное не делать ошибок, когда мы, например, принимаем какой-то образ за реальность. Здесь сказано, что Сидящий на престоле, то есть Бог (это одно из названий Бога, отражающее Его апофатичность, недоступность, неописуемость), будет обитать в них. Слово, которое у нас переведено как обитать, в библейской культуре означает «жить в палатке, в шатре». Так было во время из исхода – путешествия из рабства египетского в землю обетованную, когда иудеи молились в скинии, еще не имея своего храма, и сами жили в палатках. То время считалось по-своему прекрасным, потому что Бог был всегда с ними. Они не привязывались к одному месту, и отношения людей и Бога были непосредственными. Когда евреи поселились на земле обетованной, то появились судьи, которые еще не были царями, но уже были лидерами иудейского народа, а потом евреи, как и все прочие народы, захотели себе царя. Часто монархия превозносится у нас как идеальный политический строй, но если мы вспомним ее происхождение, то увидим некую потерю близких отношений с Богом. Людям хотелось уже не просто быть под предводительством судей, а чтобы у них был царь, как у прочих народов. Бог сказал пророку Самуилу: «Скажи людям, что не тебя они отвергли, а Меня», то есть Самого Бога. Так и было, когда люди захотели жить в политически структурированном обществе, чтобы у них был земной владыка и царь, при этом не имея непосредственных отношений с Богом. А время кочевничества и жизни в палатках осталось красивым образом особой близости к Богу, когда люди были в Его руках.
Наверное, вы помните, что деревянный храм святых Петра и Февронии, где я прохожу служение, сейчас уже построен, но с мая по декабрь прошлого года, пока он возводился, мы служили в палатке. Ранее в этой палатке служили в Колпино. Так вот ощущение в шатровом храме – где еще нет никаких коммуникаций, даже света, который стоит под открытым небом – невероятное: чувствуется непосредственная близость к Богу, как будто ты действительно полностью в Его руках. Как раз этот смысловой оттенок и несет слово обитать. Господь будет пребывать с запечатленными так же близко, как был когда-то с евреями во время их путешествия в землю обетованную. Вспомните пролог Евангелия от Иоанна про Христа, где говорится: И Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин. 1, 14). Хотя используется то же самое слово, это не означает, что Христос жил среди людей в какой-то палатке, это красивый образ того, что Бог стал очень близок к человеку: Он воплотился, стал одним из людей, и это тоже выражено словом обитать.
Далее в 16-м и 17-м стихах говорится о том, что Бог действительно утешит этих запечатленных, сотрет всякую слезу с очей их.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. За семью печатями
Учимся растить любовью. Молодежный проект Тихвинской епархии «По святым тропам»
У книжной полки. Вариации на тему любви и милости
Письма из провинции. 18 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!