Читаем Апостол. 17 января. Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое

17 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 4, ст. 5-8.

 

5. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

6. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

8. а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

(2 Тим. 4, 5 – 8)

 

Такой короткий отрывок из Второго послания апостола Павла к Тимофею, которое также было нами прочитано практически полностью. Но сегодня воскресенье, и по обычаю мы возвращаемся к уже прочитанным посланиям. К тому же, как я говорил вчера, нынешние выходные – это Суббота и Воскресенье перед Богоявлением, поэтому в эти дни полагается особое чтение.

Отрывок действительно очень небольшой, но он пронизан удивительными чувствами апостола Павла. Считается, что Второе послание к Тимофею – одно из последних, а может быть, даже последнее послание, потому что он, по сути, прощается в нем со своим любимым учеником Тимофеем. Действительно, Тимофей всегда был спутником апостола Павла, ближайшим его сотрудником, и сам Тимофей очень любил Павла.

В этом прощании мы видим нотки грусти и нотки радости. Вспомним Послание к Филиппийцам. Оно было написано задолго до кончины апостола Павла, но тогда он находился в темнице и помышлял, что смерть, может быть, не за горами, поэтому писал: «Жизнь для меня – Христос, а смерть – приобретение. Я желаю разрешиться и быть со Христом, но оставаться здесь – нужнее для вас». Тот факт, что он скоро умрет в этом мире и соединится с Христом, увидит и будет вместе с Ним, для апостола Павла был, конечно, фактором радости. Но, так или иначе, какая-то грусть все равно присутствует, когда есть момент расставания.

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Короткие, но очень важные наставления. Вспомните, в Евангелии Господь наш Иисус Христос очень часто в Своих притчах и поучениях употребляет слово бдительность. В славянском варианте это звучит как бдите, бди, а в русском переводе –«бодрствуйте, будьте бдительны, будьте внимательны», то есть внимательно и трезво наблюдайте за собой, за тем, что происходит, наблюдайте за своими отношениями с Богом, с ближними. Возможно, это главный инструмент нашей с вами духовной практики.

Объективно нас спасает Господь, Дух Святой, Он главный делатель нашего спасения, потому что Он взращивает плоды. Мы обсуждали это недавно, когда читали отрывок Послания апостола Павла к Галатам. Мы же с вами занимаемся «почвой»: пытаемся сделать так, чтобы наш ум, наше сознание было максимально чистым, прозрачным, чтобы сердце могло открыться для спасения, для Благой вести. Но как это сделать на практике? Очень часто мы задаем этот вопрос сами себе, друг другу, священникам. На самом деле, главный принцип один, и заключается он в этой самой бдительности, внимательности, бодрствовании, то есть в очень внимательном отношении ко всему, что мы делаем. Это еще называется иногда осознанностью, и мы нередко употребляем это слово.

Всем нам как будто понятно, что значит сосредоточить внимание, быть внимательным. Все мы учились в школе и где-то еще, все занимаемся каким-то делом, где нам периодически требуется быть внимательными. Но в своей обыденной жизни мы часто очень невнимательны, небдительны, потому что этой привычки не имеем, а окружающая среда не способствует нашему вниманию, подчас даже способствует нашей рассеянности. Мы получаем огромное количество различной информации, которая льется отовсюду. Надо понимать также, что каждый человек – это тоже информация. А сколько людей, в основном незнакомых нам, мы видим ежедневно, особенно если живем в мегаполисе. Человек едет на работу (иногда это занимает у него час-два): идет по улице – видит людей, едет в транспорте – видит людей, сначала в одном транспорте, например, в метро, потом еще где-то. На работе человек видит много людей, потому что многие профессии связаны с общением, например с клиентами. Конечно, внимание постоянно рассеивается. А сколько информации мы получаем из СМИ, рекламы, интернета, разговоров (подчас пустых), бессмысленных рассуждений (например, о политической ситуации). Возгреваются только определенные наши эмоции, страхи, но что по большому счету зависит от нас в каких-то глобальных, политических, геополитических вопросах и проблемах? Наше внимание рассеивается на то, на что его вовсе не нужно рассеивать, потому что это абсолютно бессмысленно. А на те вопросы, которые касаются нас, внимания уже не остается. Мы вообще живем совершенно неосознанно.

Навыком, упражнением, которое могло бы помочь нам в достижении внимательности и осознанности, является попытка хотя бы иногда быть в тишине, «отключать», как иногда говорят в философии, болтовню внешнюю и внутреннюю, иногда это называется «внутренний диалог». Все мы с вами, братья и сестры, ведем этот внутренний диалог. Наша жизнь практически на 90% проходит в нашей голове: мы постоянно сами с собой разговариваем, обсуждаем, думаем, мечтаем, вспоминаем – что только там не происходит, целые сериалы разыгрываются в нашей голове. Мы не отдаем себе отчета в том, что если бы мы произносили все это вслух, о нас бы подумали, что мы психически ненормальные люди и нас надо в больницу положить. Вслух мы это не произносим, но ведь в голове это все происходит. Это тоже говорит о большой психической нестабильности, о том, что у нас с вами что-то не так в жизни. Мы не можем даже почувствовать себя, свое сердце, которое и есть центр нашего существования, его сердцевина. Мы постоянно мечемся, постоянно рассеянны. Поэтому нужно давать себе возможность побыть в тишине, отключая внешние источники информации и стараясь избавиться от внутреннего диалога, просто посидеть и вслушаться в то, что происходит вокруг, в какие-то звуки, постараться отражать реальность без всякой оценки, комментария. Тогда, может быть, мы с вами поймем, что такое внимание. Наша внутренняя болтовня рождается как раз из того, что мы, являясь невнимательными людьми, любим оценить, сравнить, проанализировать, а не просто принять, отразить реальность такую, какая она есть.

Один современный философ, религиозный мыслитель предлагал простое упражнение, доступное для всех. Когда вы идете по лестнице куда-то, вы думаете о чем-то другом, то есть этот момент жизни от вас просто ускользает. А вы постарайтесь следить за собой в этот момент: вот вы ступили на одну ступеньку, на вторую, на третью, вот у вас дыхание изменилось, какие-то звуки появились. То есть хотя бы немного постарайтесь просто поймать настоящий момент. Наша жизнь и даже возможность встретиться с вечностью, с беспредельным заключены в настоящем моменте, а мы настоящего момента не чувствуем. Мы либо в прошлом (о чем-то вспоминаем), либо в будущем (о чем-то мечтаем), и настоящее от нас уходит. Об этом говорили многие философы и даже некоторые наши святые отцы, религиозные мыслители. Это проблема нашего бытия, а происходит она как раз из нашей невнимательности, неосознанности, отсутствия бдительности и сосредоточенности. Поэтому, братья и сестры, будем стараться хотя бы немного приобрести этот навык, ведь без него будет очень сложно достигать каких-то успехов в нашей духовной жизни.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать