Читаем Апостол. 17 сентября. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах

17 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 1, ст. 1–9

 

1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:

2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,

4. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,

5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

6. в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,

7. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

8. каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

9. открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем […]

(Еф. 1, 1 - 9)

 

Апостол Павел, как всегда, сначала приветствует адресата, не отступая от того формуляра, свойственного античному посланию в целом. Оно всегда начиналось с того, кто к кому обращается, и некого пожелания. В данном случае мы видим, что Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа обращается к находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе . В античном мире пожелание часто было коротким, например, «χαίρε» по-гречески или « salve » по-латыни, что означало «радуйся!». Здесь апостол Павел дает свой христианизированный вариант приветствия: Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа .

Далее апостол Павел, также следуя формулярам античного послания, дает благословение. Он воссылает благословение Богу за то, что Он спас всех верующих во Христа. Апостол выражает это через длинное и красивое предложение практически с 3-го по 9-й стих.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви . Здесь апостол Павел говорит о том, что Бог избрал людей, верующих в Иисуса Христа, прежде создания мира, поскольку Бог находится вне времени и со Своей вневременно́й позиции видит, кто отзовется на призыв поверить во Христа, а кто не отзовется. Это, конечно, не означает, что таким избранием попирается свобода человека. Для Бога прошлое, настоящее и будущее – один миг, одно временно́е состояние, и в этом смысле избрание Божие происходит вне создания мира.

Бог избрал христиан, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей. Это очень важный момент. В Послании к Галатам много говорилось об этом, и здесь апостол Павел также обращает внимание на смысл пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия. Он заключается в том, чтобы каждый, кто доверится Спасителю, тоже смог стать сыном Божиим, «богом по благодати», как говорится во многих богословских текстах, или богом с маленькой буквы. Христос прошел этот путь первым (« первенец из умерших », как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам) и проложил этот путь для каждого отдельного человека. Благодаря Его пришествию каждый может воспринять усыновление через Крещение и впоследствии через соединение со Христом в таинстве Евхаристии, чтобы достигнуть обо́жения. Вот для чего Иисус Христос приходил в мир и совершился факт усыновления нас Богом через Иисуса Христа по благоволению воли Своей .

…В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его . Все мы прекрасно знаем, что благодаря пришествию Христа, Его крестной смерти и Воскресению мы все имеем искупление грехов через Кровь Его и прощение грехов по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем… Это длинное предложение не заканчивается девятым стихом, но в нем апостол Павел воссылает славу Богу Отцу Небесному и Господу Иисусу Христу в очень красивых выражениях. Смысл этого восхваления именно в том, что Павел призывает адресата и сам благодарит, благословляет Бога за то, что Он совершил дело спасения, послал Своего Сына Единородного, для того чтобы мы все могли иметь усыновление.

Вспомним Послание к Галатам, где апостол Павел обращается к христианину: ты уже не раб, а сын и наследник через Иисуса Христа. Это чрезвычайно важно, потому что состояние раба и состояние сына принципиально отличаются друг от друга. С одной стороны, мы все это прекрасно понимаем, а с другой - возможно, не так часто над этим задумываемся. Христианству уже две тысячи лет, но людей, которые предпочитают оставаться в рабском сознании, еще немало. Раб не имеет внутренней свободы, но он не имеет и ответственности. Когда мы читали Послание к Галатам, то говорили, что свобода и ответственность – две стороны одной и той же медали. Раб не имеет свободы, он служит своему господину и не более того, он совершенно не заинтересован, как идут дела у его господина, процветает ли тот. Достаточно того, что господин дает ему крышу над головой, хлеб и просто возможность жить. А сын всегда заинтересован тем, что происходит в хозяйстве его отца, потому что сын сам будет наследником всего этого. Поэтому у сына есть свобода действий, некое право, но в то же самое время есть и великая ответственность за то, что происходит в хозяйстве его отца. Когда мы становимся детьми Бога, то получаем свободу, которую дает нам Иисус Христос и тем самым принимаем великую ответственность за весь мир, потому что встаем в один ряд с Господом Иисусом Христом и отвечаем за все, что в этом мире происходит. В этом и есть смысл того, зачем мы живем, любим своих близких и не только их, растем в состоянии любви – чтобы исполнить наше предназначение и быть детьми Бога и богами по благодати.

Напоминаю о необходимости ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать