Читаем Апостол. 17 октября. Сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых

17 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 1, ст. 8–11.

8. Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.

9. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,

10. Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,

11. при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

(2 Кор. 1, 8 – 11)

 

Это самое начало Второго Послания к Коринфянам, где апостол Павел пишет о некой ситуации, которая постигла его со спутниками в Асии, провинции Римской империи. Он пишет, что не хочет оставить коринфян в неведении об этой скорби. Когда мы по-русски читаем слово скорбь , то сразу представляем некоторую печаль, состояние внутренней разбитости, страдание, болезненность, однако это не совсем адекватно тому пониманию, которое вкладывается в греческое слово θλίψη («давление, притеснение»), которое подразумевает внешние трудности, гонения. Поэтому фраза о скорби нашей говорит «о неких гонениях, сложных ситуациях, которые пришли извне». Именно поэтому, когда апостол Павел призывает в своих Посланиях радоваться даже в скорбях, в этом нет никакого смыслового противоречия. Непросто представить, как можно одновременно внутренне страдать и радоваться, а если речь идет о внешнем притеснении и трудностях, тогда все встает на свои места. Христианин во внешних трудностях все равно призывается благодарить Бога, уповать на Бога, радоваться силою Духа Святого.

Мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. Тоже очень интересное место. Христианин по жизни действительно не надеется на себя, он также призван не надеяться на князей и сынов человеческих , как мы с вами поем на каждой литургии, произнося слова 145-го псалма. Надеяться на Бога – принцип христианской жизни. Об этом апостол Павел пишет постоянно, в частности и о том, что в деле спасения человеку следует уповать не на свои дела, не на свои ограниченные силы, а, конечно, на силу Бога, Который может все, в том числе воскрешает мертвых. А для того чтобы довериться Богу, то есть полностью отказаться от упования на свои силы, свое мнение, свою волю (при этом подпитывается собственная гордыня), нужно в себе иметь приговор к смерти , то есть внутренне пережить смерть своего эго или, как иногда говорят, ложной, мнимой личности. Мы цепляемся за эту мнимость, за фальшивую личность, (если так можно сказать), которую подчас создает наше собственное представление о себе, и это представление мешает нам чувствовать себя в единении с Богом, окружающим миром, другими людьми.

Чтобы прорваться к этому ощущению единства, ощущению того, что Господь всегда рядом и всегда следует полагаться только на Него, нужно сначала умереть для своего эго, для самого себя. Это то, что происходит с христианином в таинстве Крещения: смерть ветхого человека через троекратное погружение в воду и рождение нового человека, новой твари, как говорится у апостола Павла, который состоит в близком общении с Богом, находится во Христе, водится Духом Святым. Человек не может почувствовать присутствие Бога, вступить с Ним в отношения, если не переживет эту великую смерть самого себя, как говорят некоторые философы. Об этом Иисус Христос много говорит в Евангелии: «Кто хочет сберечь свою душу, тот ее потеряет, а кто потеряет ее ради Евангелия, тот ее сбережет». То есть не надо бояться смерти ложной личности, фальшивой маски (слово личность в античности имело значение «маска, личина»), не нужно бояться того, чтобы эта личина отпала и ветхий человек умер. Ведь только тогда родится новый человек, который будет надеяться не на себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

Здесь речь идет также о том, что многие христиане молились за апостола Павла, и когда Господь даровал ему избавление, то многие и возблагодарили. Тем самым произошла благодарственная евхаристическая молитва многих людей. Это очень древняя традиция в жизни Церкви, когда люди в какой-то ситуации – болезни, сложных обстоятельствах – собираются вместе и молятся за нуждающегося человека. Конечно, по милости Божией он часто получает просимое, и тогда все вместе благодарят Господа. Эта соборная общая молитва является неотъемлемой частью жизни ранней христианской Церкви.

Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем для нас с вами заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать