Читаем Апостол. 17 мая. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии

17 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 13, ст. 13–24.

13Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

15После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

16Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

17Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, 18и около сорока лет времени питал их в пустыне.

19И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

20И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

21Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.

22Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

23Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

24Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

Итак, братья и сестры, мы продолжаем читать книгу «Деяний». С этих последних глав (может быть, даже с 13-й главы) книга становится все более интересной даже с точки зрения того, что мы можем идти вслед за апостолом Павлом по Римской Империи. Можно даже взять карту. Конечно, если возьмете современную карту, то тех древних названий вы уже не найдете. Либо это будут другие названия, либо похожие, но уже измененные. Та же Малая Азия – территория современной Турции. Та же Антиохия – Антакья – тоже территория Турции, ближе к границе с Сирией.  Так и многие другие малазийские города, которые здесь перечисляются, имеют либо совсем другие названия, либо похожие, но искаженные турецким произношением.

Итак, мы с вами помним, что Павел и Варнава взяли с собой Иоанна Марка и из Антиохии   прибыли на Кипр, прошли остров насквозь. И сказано, что отплыли из Пафа («Пафос» еще называется этот остров). В греческом языке окончание «ос» указывает на мужской род, так же как и «ус» в латинском языке, поэтому иногда просто эти окончания опускаются. Можно сказать «Паф», можно сказать «Пафос». «Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим». Мы видим, что Иоанн Марк по какой-то причине сначала прибыл с ними в Памфилию, а потом, не понятно, в силу каких причин (но причина была Павлу не по душе) Павел больше не захотел брать Иоанна Марка  с собой. И это даже стало причиной раздора с Варнавой. Поэтому Варнава тоже не поплыл с Павлом в следующее миссионерское путешествие, там уже был Силуан. А здесь пока еще они вместе. Но Иоанн уже от них отделяется, возвращается в Иерусалим.

Памфилия – это одна из провинций на территории  Малой Азии. Если мы посмотрим, Павел и Варнава отправились с Кипра, с Пафоса в сторону Памфилии, в сторону современной Турции. Памфилия - это как раз та провинция, где сейчас находится знаменитый курортный город Анталия. Тогда он назывался Атталия (назван в честь Аттала). Здесь об этом и не говорится (хотя в другом месте Атталия будет упомянута), но, скорее всего, Павел, Варнава и Иоанн прибыли не сразу в Пергию, а сначала в порт, в ту самую Атталию, потому что Пергия находится уже в глубине Малой Азии, не на самом берегу, поэтому им пришлось высадиться в Атталии. И дальше они уже последовали в глубину, в Пергию. Потом «Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую», дальше идут по территории Малой Азии. Антиохия Писидийская – город, который находится на границе провинции Памфилия и Писидия.

«И, войдя в синагогу в день субботний, сели». Мы видим, что принцип тот же. Несмотря на то, что Павел идет проповедовать на языческих территориях, в первую очередь он идет в синагогу. То есть разрыва полного, который наступит впоследствии, тогда еще не было. Хотя в Антиохии христиане могли себя почувствовать более уверенно, под меньшим давлением традиционного иудаизма, как это было в Иерусалиме, тем не менее, все равно еще очень четко ощущались эти иудейские корни. Они нами ощущаются и пой сей день. Мы все признаем с вами Ветхий Завет как Священное Писание.  Но в то время это было еще более остро. Только-только эти люди, поверившие в Христа, вышли из традиции иудаизма. Он сами воспитывались в иудаизме. Тот же Павел всегда говорил, в частности, в Послании к Римлянам, что не хочет, чтобы народ Божий остался вне спасения. Он готов пожертвовать своим спасением, только чтобы иудеи признали Иисуса за Мессию и вошли в спасение, в новый народ Божий,  в Церковь. Поэтому он все равно идет в синагогу, и ради того, чтобы проповедовать своим единоплеменникам, потому что любит их и не хочет, чтобы они не спаслись. Но и второй момент – чисто миссионерский; объяснять что-то про Мессию иудеям было гораздо проще, чем язычникам. Что такое «Мессия», «Машиах»? «Помазанник», «Помазанный», «Намазанный» - человек, которого чем-то помазали или намазали. Но для язычника, человека совершенно другой культуры, то, что делал Павел, то, что потом будут делать классические христианские богословы, святые отцы – это как раз тот мост, который нужно было построить между очень разными языковыми культурами. Ведь древнегреческий язык был очень богатый. В хорошем словаре древнегреческого языка было около трехсот тысяч слов. В хорошем словаре древнееврейского языка  – десять тысяч. В тридцать раз больше слов было в древнегреческом языке. Поэтому на одно еврейское понятие у греков могло приходиться несколько понятий. И как именно перевести, каким понятием, чтобы не исказить? Поэтому этой встречи предстояло еще случиться. Поэтому то же слово «Машиах», «Христос», «Помазанник» для язычника, для человека эллинистической культуры совершенно  ничего не означало. А для иудеев означало, ведь они все ждали Мессию, все ждали Машиаха, все ждали Христа. Поэтому всегда было целесообразнее начинать проповедь именно с людей той же культурной среды, то есть с иудеев, что Павел всегда  и делает.  Сначала идет и пытается найти сторонников среди иудеев, а потом уже постепенно в этот круг включаются и язычники, и чем дальше, тем больше. И с течением времени язычников в Церкви становится большинство.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы