Читаем Апостол. 17 мая. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа

17 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 8, ст. 5–17.

 

5. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.

6. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8. И была радость великая в том городе.

9. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,

15. которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

(Деян. 8, 5–17)

 

В прошлый раз мы поговорили об истории первомученика архидиакона Стефана – первого в списке диаконов, приведенном в 6-й главе. Сегодня прочитали немного о том, как миссионерствовал и проповедовал слово Божие диакон Филипп.

Филипп пришел в город Самарийский. Вспомним 1-ю главу книги Деяний, где при Вознесении Господа было сказано, что апостолы будут свидетелями Христу, Христову Воскресению в Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8). Действительно, ближайшая территория, где можно было проповедовать после Иудеи, – Самария, располагавшаяся между Галилеей и Иудеей. При этом отношение иудеев к самарянам было немного высокомерным, настороженным. Самаряне считались «раскольниками», поскольку у них был свой храм: иудеи поклонялись в Иерусалиме, а самаряне, как мы помним из Евангелия, на горе Кармил. Несмотря на такое расхождение между ними, первым местом проповеди после Иудеи, согласно книге Деяний, был некий город Самарийский.

6. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8. И была радость великая в том городе.

Все радостно принимали весть о Христе, особенно видя знамения и чудеса.

9. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

О Симоне волхве речь еще пойдет дальше, а здесь описывается, что он был великим волхвом и своими чудесами привлекал внимание людей от малого до большого. Конечно, личность его в этом смысле была неординарная.

12. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

Здесь говорится о том, что Симон тоже крестился. Даже из 13-го стиха можно сделать предварительный вывод, что крестился он во многом потому, что Филипп творил великие чудеса и ему было непонятно, как это происходит. Видимо, он хотел каким-то образом подражать в этом Филиппу, потому что, крестившись, не отходил от Филиппа, то есть постоянно наблюдал, изумлялся. Для него это было чем-то необычным, несмотря на собственные волхвования.

14. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,

15. которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Филипп несет миссионерскую функцию, проповедует – люди обращаются. Филипп крестит людей во имя Иисуса Христа, и они становятся учениками Христа, но при этом не получают через Крещение Духа Святого. Здесь мы впервые видим некоторое разграничение двух таинств, которые в наше время называются Крещением и Миропомазанием. При Крещении человек погружается в воду, а при Миропомазании помазывается особым маслом – миром. Через это помазание на человека сходит благодать Святого Духа. Когда священник мажет человека, он говорит такие слова: «Печать дара Духа Святаго». Считается, что со временем, когда верующих стало очень много и возложить руки на каждого было невозможно, решили, что освящаться будет масло (миро) и распространяться во все концы земли; этим миром, пришедшим из одного места, все будут помазываться взамен возложения рук. В отрывке мы видим, что еще было возложение рук, потому что верующих было не так много, и апостолы могли прийти из Иерусалима в Самарию и через их молитву и возложение рук Дух Святой сошел на уверовавших.

Братья и сестры, несмотря на то, что по форме таинство Миропомазания отличается от возложения рук, по смыслу всё неизменно. Сначала человек крестится – умирает для ветхой жизни через погружение в воду (символическая смерть), а когда рождается для новой жизни, становится «чистым листом». И на освободившееся место нужно обязательно поместить какое-то содержание, иначе, как мы помним из Евангелия, на чистое место могут прийти семь злейших духов. Для этого на человека низводится Дух Святой, который руководит им по жизни, – человек получает исполненность, или водимость, Духом Святым. Таинства Крещения и Миропомазания в нынешней практике совершаются священником практически одновременно, чтобы не произошло той ситуации, о которой мы только что прочитали: человек крещен, а Духа Святого не исполнен. Получается, что он родился для новой жизни, но не имеет внутренней силы, получаемой от Духа Святого, чтобы идти тем путем, на который «подписался» через таинство Крещения. То, что теперь эти два таинства практически совмещены, совершаются в одном чине, – хорошо, логично и целесообразно.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать