Читаем Апостол. 17 марта. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет

17 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня четверг первой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом святого Иоанна Богослова. Напомню: это связано с тем, что в будние дни Великого поста не читаются отрывки из Нового Завета – ни из евангельских чтений, ни из апостольских. Поэтому мы с вами имеем возможность поразмышлять над этой книгой, причем в свободной форме. У нас нет деления на отрывки, как обычно, когда мы читаем Апостол, поэтому Апокалипсис мы можем прочитывать не торопясь, стих за стихом: на чем-то останавливаться подольше, что-то, наоборот, прочитывать быстрее, чтобы сделать акценты именно в тех местах, где нам кажется правильным это сделать.

Напомню, что в прошлый раз мы начали читать 4-й и 5-й стихи, то есть прескриптум той части Апокалипсиса, которая свидетельствует, что, кроме жанра собственно откровения и пророчества, это также жанр послания. Мы поговорили о провинции Асия и ее главных городах. Мы еще будем говорить об этом, поскольку к семи церквям, которые находятся в семи городах Асии, адресованы пророчества.

Сейчас нас интересует то, как здесь называется Бог Отец, кто такие семь духов, от которых тоже посылается благодать, и, конечно, Иисус Христос, Который есть свидетель верный , а также другие наименования Иисуса Христа. Это очень важно для понимания христианства вообще и книги Апокалипсис в частности. Подсчитано, что описание Бога Отца в формулировке есть, был и грядет встречается в Апокалипсисе три раза. Дважды встречается другая формулировка: Который есть и был , то есть без глагола грядет в будущем времени. Она находится уже после 11-й главы, в тех стихах, где описывается состояние, когда Господь пришел, то есть будущее время там не требуется.

Что же значит есть и был и грядет, или по-славянски сущий и грядущий ? Мы помним, что в Ветхом Завете Бог открывает Моисею Свое имя. Этот чрезвычайно важный момент всего Божественного откровения описан в начале книги Исход. Напомню, что в древности люди думали (да и сейчас иногда полагают), что в имени содержится сущность того, кто носит это имя. На этом основывалась магия. Таким образом, если человек знает имя Бога, то он знает Его сущность и может в каком-то смысле Им управлять, иметь власть над Божеством, Которому вроде бы сам поклоняется. Моисей, задавая Богу этот вопрос, возможно, хотел узнать, в чем Его сущность, как строить с Ним отношения, может быть, даже повелевать Им, выражаясь грубо, «дергать за веревочки». Ответ Бога чрезвычайно важен: Я есмь Сущий. И далее Он говорит: «Скажи, что Сущий послал тебя».

Русский перевод основывается на церковнославянском языке, а он, в свою очередь, – на греческом переводе еврейского Ветхого Завета. Сразу надо сказать, что здесь изначально есть недочет в переводе с еврейского на греческий. Слово Сущий означает «вечно существующий, обладающий неизменным, подлинным, абсолютным бытием». Конечно, мы можем сказать о Боге, что Он Сущий, но в то время, в Ветхом Завете, Бог имел в виду нечто другое. Моисей как бы спрашивает: «Как Твое имя? Как к Тебе обращаться? Как Тобой управлять? (возможно, отчасти и такая была мысль)». Ответ Бога по-еврейски звучит как «Эхье ашер эхье» ( Я есмь Сущий ), а далее, когда говорится «Сущий послал тебя», приводится слово, которое по звучанию ближе всего к «Яхве́». Долгое время считалось, что по звучанию ближе всего к имени Божиему является имя Иегова, даже есть сектантская религиозная группа, которую мы называем «Свидетели Иеговы». Однако современные библеисты считают, что точнее звучит именно Яхве. «Эхье» – определенная форма глагола «хайя», что означает «быть, присутствовать». Получается, Бог говорит: «Я буду Таким, Каким Я буду» или «Я присутствую Таким, Каким Я присутствую». Как считают филологи, здесь допустим перевод и в настоящем времени, и в будущем.

Означает ли это, что Бог утверждает Свое независимое абсолютное бытие? Если исходить из того, что было произнесено и что это означает, то мысль немного иная. Она не отрицает мысль об абсолютном бытии, но подразумевается следующее: «Я буду с вами». То есть Бог обещает, что будет со Своим народом всегда, если, конечно, сам народ будет рядом с Богом и верен Ему. Моисей хотел услышать конкретное имя, а Бог ему ничего не ответил. Он как бы сказал: «Я буду Таким, Каким Я буду; ты просто верь и знай, что Я буду, но каким Я буду, позволь Мне оставить на Мое усмотрение. Я не буду «ручным» Богом, Которым вы, люди, можете управлять. Я останусь Независимым, Свободным. Вы будете говорить, что Я на горе (как говорили в античности), а Я буду совсем в другом месте». Конечно, Бог везде пребывает, и это метафорическое выражение.

Мы никогда не будем знать, Каков именно Бог. Он открывает нам Себя в Своих проявлениях, Своей славе, как и всегда открывал Себя Своему народу. Он был со Своим народом, проявлял любовь, заботу и прочее, но Каким именно Он был, будет и есть – этого нам знать не дано. Это величайшая тайна и глубина Божественной сущности, и нам туда вход закрыт. Мы можем общаться с Богом на уровне Его присутствия, славы, проявлений и энергий, но Он всегда будет Таким, каким Он будет, и нам никогда не будет дано понять этого.

Наша задача, дорогие братья и сестры, понять важнейшую истину. Когда мы с вами пытаемся абсолютизировать какой-то образ Бога, нужно отдавать себе отчет, что тем самым мы творим идола в своей голове. Кто-то из святых отцов говорил: «Как только ты сотворил в голове устойчивый образ Бога, решил, что все понял о Боге и что только ты правильно понимаешь, Каков Он, – берегись! Ты сотворил себе идола, кумира». Бог всегда Неуловим, Беспределен, Безграничен. Какой бы ни был умный, добрый, праведный человек, он никогда не может сказать о Боге, Какой Он точно есть. Это надо помнить всякому человеку, живущему на земле. Наше представление, образ, «модель» Бога могут быть хороши, но это только модель. Отдавая себе в этом отчет, возможно, люди более благосклонно относились бы к тому, что кто-то мыслит Бога по-другому и, что еще более важно с социальной точки зрения, проливалось бы меньше крови из-за того, что один человек не согласен с моделью Божественной реальности другого человека. Это откровение Ветхого Завета – одно из важнейших, оно актуально во все века и в наши дни тоже.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать