Читаем Апостол. 17 июля. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности

17 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 6, ст. 18–23.

 

18. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

19. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

20. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

21. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть.

22. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная.

23. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

(Рим. 6, 18-23)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами вновь читаем 6-ю главу. Напоминаю об особенности расположения отрывков в церковном календаре: на буднях мы читаем отрывки в основном друг за другом и иногда с разрывами, эти пропущенные стихи читаются позднее – в выходные дни. Сегодня мы читаем конец 6-й главы, а вчера, в субботу, читали отрывок, прямо предшествующий сегодняшнему.

Напомню, что в целом в 6-й главе апостол Павел пытается донести до слушателей и читателей мысль о том, что во Христе мы вышли из ситуации «раздрая», метания, которые определяются понятиями «грех» – «закон». И грех, и закон – все это связано с жизнью ветхого человека, а во Христе, как здесь написано, мы не должны жить так, чтобы грех господствовал над нами, ибо мы не под законом, но под благодатью. Это во многом ключевые слова идеи апостола Павла – во Христе человек выходит из противоборства греха и закона, но должны правильно пониматься следствия этого.

Если человек во Христе вышел из-под рабства греху и закону, из «шизофрении», связанной с противостоянием грешного человека и святого закона (который, однако, не может спасти, потому что это мертвая буква), то следствия такой жизни иные, нежели могут показаться человеку, читающему слова, но не понимающему их смысла изнутри. Когда человек, внутренне не имеющий соответствующего опыта, читает какую-то истину на бумаге, то очень часто думает, что понимает ее, а на самом деле это далеко не так, потому что за словами скрывается определенный опыт. Это в принципе большая проблема – донесение каких-то глубинных вещей от одного человека к другому, тут требуется база, некий фундамент, чтобы внимающий понимал говорящего.

Здесь Павел и развивает эту мысль, дважды отвечая на похожий вопрос. Первый находится в 1-м стихе 6-й главы:

1. Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

2. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

Такой же вопрос в 15-м стихе:

15. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.

Оба раза Павел говорит: нет, нет, ни в коем случае. Тот факт, что мы не под законом, а под благодатью не означает, что мы можем грешить. Здесь как раз та самая проблема, что одни и те же слова могут пониматься совершенно по-разному. Апостол осознает, что какие-то слушатели могут соблазниться этими словами и понятиями. Они будут думать, что люди, легкомысленные, еще не имеющие опыта настоящей жизни во Христе, воспримут эти мысли как призыв ко вседозволенности: все равно Бог все простит, покроет благодатью и даже чем больше греха, тем больше благодати, так будем делать то, что хочется, грешить как можно больше.

Действительно, формально прочитав эти слова, не имея опыта и духа, человек может их так понять. То есть, с одной стороны, они станут «зеленым светом» для людей, которые хотят совершать беззаконные дела, а с другой – станут смущением и раздражителем для тех, кто все-таки с помощью закона удерживает себя. То есть и с той и с другой стороны эти слова являются губительными: одних, может быть, толкающих к вольностям, а вторых смущающих и раздражающих неоднозначностью своей формулировки. Поэтому Павел вынужден уточнять и объяснять, что это ни в коем случае не так: если вы умерли для греха и закона, потому что и то и другое ветхое, то вы уже не под законом и не под грехом, но под благодатью. В Послании к Галатам у него есть прекрасные слова: я законом умер для закона, чтобы жить для Бога. То есть закон – это то ветхое, что умерло вместе с моим ветхим человеком, а родился я, чтобы уже жить для Бога. Это внутреннее состояние рождения жизни для Бога, рождения свыше, как говорится в Евангелии от Иоанна, невозможно передать словами – здесь человек должен понимать другого чисто интуитивно, духовно.

Если помните, в Первом послании к Коринфянам есть прекрасные рассуждения Павла о том, что духовное надо сообразовывать с духовным, душевный духовного не разумеет, а духовный разумеет и то, и другое. Есть душевный человек – обычный, биологический, земной, может быть, хороший, но живущий земными устоявшимися понятиями. Он может быть законопослушным: для него закон – незыблемое понятие, которое никоим образом нельзя расшатывать фразами, подобными той, что приводит Павел в Послании к Римлянам. Такой человек, конечно, будет возмущаться подобными высказываниями и размышлениями как некими ударами по нравственности. А другой человек, будучи душевным, не почитает закон и совершает много противоправных действий. И с общественной, социальной точки зрения один человек хороший, а другой плохой. Но с позиции духа получается, что и тот, и другой еще находятся на душевной ступени. Потому что такой законопослушный человек, если он мыслит душевно и видит в законе только внешнюю букву, внешний ограничитель, конечно, внутренне никогда не согласится с Павлом, а скажет, что такие слова развращают. Вспомните, как про Самого Христа говорили: этот человек развращает народ. Про Павла такие душевные люди тоже скажут: этот человек развращает народ, апостол же говорит о том, что понимать эти слова надо духовно. Если ты во Христе, то ты уже в ином мировосприятии, ты по-другому строишь свою жизнь, твои ценности уже совершенно иные. Но это надо понимать духовно, а душевному человеку уразуметь это очень трудно, о чем апостол Павел сказал в Послании к Коринфянам.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать