Читаем Апостол. 16 января. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам

16 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 3, ст. 14-16; глава 4, ст. 1-5.

 

3:14. Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,

3:15. чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

3:16. И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

4:1. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,

4:2. через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

4:3. запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

4:4. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,

4:5. потому что освящается словом Божиим и молитвою.

(1 Тим. 3, 14 – 4, 5)

 

Братья и сестры, мы вновь читаем отрывок из Первого послания апостола Павла к Тимофею, которое несколько ранее читали практически полностью. Сегодня мы возвращаемся к нему потому, что в субботу и воскресенье Церковь, как правило, обращает нас к отрывкам из ранее прочитанных посланий, то есть общая хронология нарушается. К тому же, сейчас у нас праздничные дни, святки, и здесь вообще все по-особому. Субботние и воскресные дни перед праздником Рождества Христова называются Суббота или Воскресенье (по-славянски Неделя) перед Рождеством, а суббота и воскресенье после Рождества называются Суббота и Неделя по Рождестве Христовом. То же самое касается праздника Богоявления, Крещения. Суббота и воскресенье до этого праздника называются Суббота и Неделя пред Богоявлением, соответственно, суббота и воскресенье после этого великого праздника будут называться Суббота и Воскресенье по Богоявлении. Поэтому сегодняшний отрывок связан именно с наступающим праздником Богоявления или Крещения Господня.

Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. Очень красивые слова сказаны про Церковь. Мы с вами знаем, братья и сестры, что существует книга под названием «Столп и утверждение истины» знаменитого выдающегося богослова XX века отца Павла Флоренского. Очень занимательная и содержательная книга. Действительно, все православные христиане уверены в том, что Церковь и есть столп, некое хранилище истины. Это мнение справедливо, потому что Господь для этого Церковь и создал, чтобы являть присутствие Бога, присутствие Христа в этом мире, постоянно говорить об истине Христовой, быть столпом и утверждением этой истины.

16-й стих – это очень красивый и, наверное, один из самых древних из известных нам гимнов Христу, Божественному Промыслу, Божественному спасению. И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. Очень красиво, кратко, тезисно, можно даже сказать, сумма лозунгов.

Великая благочестия тайна. Напомню, что слово благочестие характерно для «пастырских» посланий. В более ранних посланиях это слово не встречается, поскольку в прежние времена это слово в большей степени относилось к языческой религиозности. Если греки, римляне, люди античности, язычники поклонялись богам, выполняли все ритуалы, то они считались благочестивыми. Христиане, которые, наоборот, отказывались почитать языческих богов, с этой точки зрения были как раз неблагочестивыми. Когда прошло какое-то время и христианская Церковь понемногу стала искать способы диалога, интеграции в окружающий мир, то некоторые слова были переосмыслены и даже введены в христианский обиход. В «пастырских» посланиях словом благочестие называется уже не языческая, а христианская религиозность. Вот как слово иногда может быть переосмыслено в короткий срок и его значение может измениться.

Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. Недаром этот отрывок читается между праздниками Рождества и Богоявления. Бог явился во плоти, и это действительно великая тайна, великое чудо, перед которым мы, христиане, преклоняемся. Придумать это человеческому уму очень сложно: это невыразимо, непостижимо.

Оправдал Себя в Духе. Мы помним, что Дух Святой во время земной жизни Христа свидетельствовал о том, что это действительно Сын Божий, Бог. Богоявление, Крещение Господне – тот момент, где Дух явно свидетельствует о том, что Христос – Сын Божий. Еще звучит глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», но и Дух в виде голубя является в тот момент, когда Господь выходит из воды.

Показал Себя Ангелам. Когда Господь вознесся, прославился, то Он показал Себя ангелам как Тот, Кто превыше их. Когда Христос был в человеческом теле, то с этой точки зрения Он как Богочеловек для ангелов в чем-то был подобным человеку. А когда Он прославился, вознесся, то, конечно, Он не только Своим Божеством превзошел ангелов, что было всегда, но именно с человеческой природой вознесся к Богу Отцу, значит, и человечество Его было превознесено выше ангельских чинов. Христос проложил лестницу, по которой может взойти каждый из нас, и если человек станет обо́женным (каждый имеет такую возможность), то он тоже станет превыше ангелов. Об этом очень много говорится в православном богословии, в этом смысл почитания ангелов. Даже смысл праздника Собора Михаила Архангела и всех Небесных сил заключается в том, чтобы дать правильное понимание ангелов как служебных духов и величия человека, который имеет потенциальную возможность быть выше ангельского мира, если достигнет обо́жения, если войдет в Богочеловечество Христово, говоря метафорически.

Начало 4-й главы посвящено тоже очень важной тематике, о которой можно говорить долго. У нас, к сожалению, не так много времени, но вкратце скажем следующее. Уже в то время были лжеучители, которые говорили, что все, связанное с телом, – брак, то есть телесное, интимное общение людей, употребление определенной пищи, – может быть нечистым, поэтому запрещали людям вступать в брак и вкушать определенные продукты, именно гнушаясь этим, как чем-то неподобающим. Мы с вами подошли к той разнице между плотью и телом, о которой говорили несколько бесед назад. Тело никогда не считалось в христианстве, библейской культуре в целом чем-то непотребным, нечистым. Тело – это храм Духа Святого, поэтому и желание человека питать свое тело, и стремление к размножению не являются греховными, ибо Бог благословил это еще в раю. А плотское состояние человека: его сознания, ума является источником греха. Апостол Павел очерчивает эту проблематику очень четко, говорит о неправоте запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

Дальше он объясняет, почему: Ибо всякое творение Божие хорошо. Бог сотворил тело, мужчину и женщину, плоды земные. Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Это очень важно, братья и сестры. Помните, апостол Павел писал в одном из своих посланий: «Едите ли вы, пьете ли, все делайте во славу Божию». Все нужно делать с благодарением, с осознанностью, соблюдая определенную меру. Для тела важнее всего как раз мера: мера пищи, мера пития, мера интимных отношений. Когда есть мера, тело себя чувствует прекрасно. А безмерное употребление пищи, напитков, вступление в интимные отношения во многом диктует телу наше нечистое сознание – плотское, ветхое состояние ума. Это надо очень четко отличать, иначе мы можем оказаться на стороне этих лжеучителей, лжесловесников, сожженных в совести своей. Все, что связано с телом, само по себе не является плохим или нечистым. Вспомним еще раз слова апостола Павла из Послания к Титу: «Для чистого все чисто» или из Послания к Римлянам: «Нет ничего нечистого самого по себе, а только нечисто для того, кто что-то почитает нечистым». Если что-то совершается с благодарением, принимается с благодарением, то это не предосудительно, потому что освящается словом Божиим и молитвою, возношением славы и благодарения Богу.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать